КАРТИНА
КАРТИНА в изобразительном искусстве. Этот термин в изобразительном искусстве имеет два значения: широкое и узкое. В широком смысле картина обозначает произведение любого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), относящееся к станковому искусству. В отличие от монументального искусства картина в живописи и графике имеет самостоятельное значение, свободна от прямых утилитарных функций. Она не предназначена для вхождения в ансамбль в качестве его неотъемлемой составной части. Картина рассматривается обособленно от окружения, ее смысл не меняется в зависимости от места, где она помещена.
Картина имеет раму-кадр – границу по периметру. В живописи она, как правило, оформляется в материале (дереве, гипсе, металле и др.). Назначение рамы – отделить изображенное в картине от окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей дополнительную цельность и законченность. Рама-кадр (и соответственно рама) имеет разнообразную форму, которая называется форматом. Наиболее распространен прямоугольный формат, но встречаются и квадратные, круглые, овальные и др. Характер формата влияет на эстетическое впечатление от картины.
В структуре картины кроме рамы-кадра и формата следует различать два основных уровня: конструкцию и композицию. Конструкция связана с понятием веса. Вес в картине – это не физическое, а психологическое явление. Оно представляет из себя степень (силу) психо-физиологического воздействия на зрителя того или иного компонента картинного поля как содержательного (смыслового) так и формального. Вес – это психо-физиологический акцент, «ударение». Конструкция – это структура картины, рассмотренная с точки зрения весовых соотношений элементов.
Вес имеют не только изображенные фигуры, действия, события и т.п., но и формальные компоненты, или элементы. К ним относятся плоскость, фактурные элементы (холст, полотно, бумага, картон, мазок, штрих и др.), пространственные координаты (вертикаль, горизонталь, диагонали), местоположения (центр, периферия, верх, низ, правое, левое, передний план и задний и др.), направления, или вектора, ракурсы (вверх, вниз, влево, вправо, вперед и назад, по диагонали, по кругу и др.), выразительные средства (линия, свет, тень, светотень, цвет, колорит, пятно и др.) геометрические образы (круг, треугольник и др.) и сложные геометрические построения (перспектива и др.).
Различные формальные характеристики влияют на вес элементов. Элемент, находящийся в центре картины, весит меньше, чем элемент у края картины. Верх тяжелее низа, правое тяжелее левого. Чем дальше расположен элемент от зрителя, тем он тяжелее. Вес зависит от размеров. Предмет большего размера выглядит тяжелее. Красный цвет тяжелее голубого, яркие тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. На вес оказывает влияние направление и форма элементов. Например, правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Вертикально направленные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные.
Кроме формальных характеристик на вес элементов оказывает влияние внутренний интерес зрителя, во многом зависящий от содержания (смысла) элементов (фигур, событий и пр.).
Уравновешенность, равновесие конструкции – один из фундаментальных принципов полноценной картины в изобразительном искусстве. Если равновесия нет, картина «разваливается». В картине Рафаэля Сикстинская мадонна, если на нее посмотреть в зеркале, правая сторона оказывается тяжелее, ибо фигуры из левой части оказались в более тяжелой правой. В результате эстетическое впечатление совсем иное, отрицательное.
В отличие от конструкции композиция картины связана с понятием значения, символа или ценности – нравственной, религиозной и др. Значения присущи не только содержательным элементам картины, но и ее формальным компонентам.
Пространственное поле картины – и реальное, плоское и иллюзорное, объемное – отображает ценностные свойства пространства, в котором протекает реальный опыт человека, основы которого закладываются уже в детстве. Этот опыт говорит, что, например, такие пространственные характеристики как «верх», «правое» и «впереди» ассоциируются с положительными ценностями (здоровьем, добром, священным и др.), а «низ», «левое» и «сзади» – с отрицательными (болезнь, зло, безобразное, богохульное и др.).
Анализ художественной практики свидетельствует, что ценностная структура художественного пространства картины отображает ценностный опыт реального пространства. Означает ли это, что художник должен например, красивое или возвышенное «помещать» вверху, а безобразное и низменное обязательно внизу? Разумеется, не должен. Он руководствуется своим художественным замыслом, но должен учитывать ценностные особенности художественного пространства. Вступая в противоречие с ценностной «грамматикой» художественного пространства, художник создает художественное напряжение, которое должно «сниматься» другими средствами.
Важное значение в композиции картины имеют диагональные построения. «Движение» (взгляда) по диагональным направлениям само по себе, независимо от сюжетного содержания имеет эмоционально-ценностное звучание. Так, диагональ, идущая из нижнего правого угла влево вверх часто означает пассивность, «минор», «уход» («уходящая» диагональ). Этот эффект использует художник (Боярыня Морозова В.Сурикова и др.). Диагональ «восходящая» (слева вверх направо) – активная, ассоциируется с «борьбой», напряжением, мажорная (Завоевание Сибири Ермаком В.Сурикова, Персей освобождает Андромаху П.Рубенса и др.). «Нисходящая» диагональ (из левого верхнего угла вниз направо) ассоциируется с входом, вступлением, появлением (Явление Христа народу А.Иванова, Не ждали И.Репина и др.). Движение из верхнего правого угла вниз влево часто используется для изображения шествия, репрезентации (Ночной дозор Рембрандта и др.).
Современные исследования асимметрии полушарий головного мозга показывают, что все художники делятся на две категории. Одни – «аналитики», у них доминирует левое (интеллектуальное, логическое) полушарие. Другие -– «синтетики», им присуще доминирование правого (образного) полушария. Соответственно, в композиции картин преобладает аналитическое (линейное) или синтетическое (живописное) начала. Линейным композициям свойственны: оптимизм, жизнерадостность, рациональность, аскетизм выразительных средств, графичность, статичность и др. Напротив, живописным композициям больше присущи: трагичность мироощущения, интуитивность, богатство, разнообразие выразительных средств, живописность, динамичность и др.
Если, созидая конструкцию картины, живописец и график стремятся к равновесию, то создавая композицию, они озадачены целью добиться гармонии ценностных характеристик всех элементов картины – как содержательных, так и формальных. Гармоническая целостность композиции – второй фундаментальный принцип полноценной, эстетически выразительной картины в изобразительном искусстве.
Конструкция и композиция – это формальные уровни картины. Они «обслуживают» содержательный, смысловой уровень. В этом состоит их функция. Иерархическая многослойность – третий важнейший принцип картины. В этой иерархии содержательный, смысловой уровень является определяющим. Там, где на первый план выдвигаются формальные уровни, можно говорить в лучшем случае об экспериментальных тенденциях, а в худших – о формалистических устремлениях. На практике грань между этими тенденциями часто трудно уловима.
Четвертый важнейший принцип картины – коммуникативность. Картина предназначена сообщать зрителю художественную информацию. В соответствии с этой задачей картина представляет из себя знаковое построение. Взятая как целое, она является изобразительным символическим знаком или изображением, смысл которого постигается посредством художественной интуиции.
Картина сообщает такую информацию зрителю, которая должна произвести на него впечатление: психо-физиологическое, энергетическое, идейное, формально и содержательно эстетическое. Все эти виды воздействия интегрируются в завершающем художественном эффекте. Чтобы добиться такого эффекта, художник использует при создании картины различные приемы, реализующие основные принципы картины.
Главным художественным приемом в картине следует считать сопоставление элементов, как содержательных, так и формальных. Цель сопоставления – выявить общее в различном и различное в общем, то есть единство в том, что противопоставляется, что выступает как контраст. Контраст – это всегда пара противоположностей (весовых, ценностных, смысловых), оппозиция. Когда оппозиция повторяется (прием повтора) в картине, мы имеем дело с пространственным ритмом. Контраст, повтор, ритм как частные случаи сопоставления – три основных приема, используемых художником в картине.
Картина в изобразительном искусстве в узком смысле предполагает сюжетное построение композиции. В отличие от других жанров станкового искусства (портрета, пейзажа, натюрморта) сюжетная картина отображает всегда какое-нибудь событие, или ситуацию, обычно обозначенные в ее названии (напр. Переход Суворова через Альпы В.Сурикова, Завтрак аристократа П.Федотова и др.). В сюжетной картине всегда участвуют или по меньшей мере подразумеваются два или более персонажей (образов), образуя многофигурную композицию. Картины пишутся на мифологические, исторические, батальные, бытовые сюжеты. В зависимости от жанра картины сюжеты бывают простые (Сватовство майора П.Федотова) или сложные, многоплановые (Боярыня Морозова В.Сурикова, Крестный ход в Курской губернии И.Репина и др.).
В сюжетной картине, как правило, отображается конфликт, коллизия, раскрываемые через сопоставление различных сил – исторических, социальных, личных. Все формальные приемы «работают» на выполнение этой содержательно-смысловой задачи. Итог – равновесие и гармония всех элементов картины.
Евгений Басин
Е.А.Кибрик. Объективныезаконы композиции в изобразительном искусстве. – Вопросы философии, 1966, № 10
Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака – образа. – Семиотика и искусствометрия. М., 1972
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусствоведения. М., 1985
Даниель О.М. Картина классической эпохи. М.,1986
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Азбука молчания. М., 2000
Басин Е.Я. Пространственное «измерение» эстетического. – Эстетическое воспитание. М., 2002, № 4
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»