ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, архитектура заводов, фабрик и других зданий производственного назначения. К сфере промышленной архитектуры относят также всевозможные гидротехнические сооружения – гидростанции, шлюзы, мосты, всю систему теплоэнергетики, а также уникальные технические системы, требующие значительного пространства (радиотелескопы, синхрофазотроны и т.п.).
Вычленение промышленной архитектуры началось лишь во второй половине 19 в., когда новые материалы, вроде конструкционной стали и железобетона, стали широко использовать для нужд крупномасштабного производства, ориентированного на массовую продукцию. Как правило, промышленное предприятие характеризуется простой композицией объемов, четкими линиями. Делается это ради снижения первичных затрат. Что касается интерьеров, то они должны обеспечивать максимальную производительность труда.
Ведущим принципом проектирования промышленного предприятия является подчиненность технологическому процессу: сначала в пространстве располагаются участки производственных операций, а затем они словно окутываются строительными конструкциями. Однако эта схема проектирования отнюдь не предполагает, что сооружение приравнено к элементарному амбару. В нем должны быть созданы надлежащие условия для всех технологических операций, включая достаточное освещение и вентиляцию. Оно должно обеспечить доступ ко всем инженерным системам, включая электро- и водоснабжение, подачу перегретого пара, сжатого воздух и т.п., равно как систему опор для всех погрузочно-разгрузочных и складских механизмов. Один специалист не в состоянии совладать с множеством взаимосвязанных проблем, и потому промышленная архитектура требует координированных усилий множества квалифицированных специалистов – по энергетике, отоплению и вентиляции, технологов, гигиенистов, конструкторов и архитекторов. В промышленной архитектуре больше инженерно-технических решений, чем собственно архитектуры, но они настолько переплетаются, что разделять их нет оснований.
При выборе участка для строительства архитектор работает в сотрудничестве с инженерами. Здесь смыкаются две фундаментальные задачи: правильный выбор участка и оптимальное его использование. При выборе локализации первенство явно за инженерами, тогда как при определении схемы его использования инженерные соображения важны, но уступают архитектурным. При выборе локализации нового завода должны быть учтены требования экономического характера: расположение относительно источников сырья и рынков готовой продукции, наличие достаточных транспортных возможностей при относительно низкой их цене, возможность обеспечить предприятие энергией, топливом, пресной водой. При выборе конкретного участка в избранном уже регионе возникает ряд дополнительных инженерно-экономических соображений. Так, при размещении в сельской местности или дальнем пригороде предприятию необходимо самостоятельно построить системы канализации и водоснабжения; если вода используется в самом технологическом процессе, требуются уточненные анализы ее доступности и ресурсов, химического и биологического состава, температуры; необходимо учитывать состав и состояние грунтов, что существенным образом влияет на конструкцию фундаментов и тем самым на стоимость строительства.
С точки зрения специалиста по промышленной архитекторе удачно выбранный участок должен обеспечить и экономную и внешне привлекательную планировку целого и его частей. Требуется тщательный анализ рельефа местности, чтобы определить взаиморасположение уровней пола построек, профиля подъездных дорог и проездов, системы дренирования почвы и наиболее выигрышного размещения вспомогательных служб.
При строительстве предприятия с большим числом работающих необходимо обеспечить достаточные площади автостоянок и их удобную связь с предприятием и автомагистралью. Во многих случаях необходимо для создания наиболее благоприятных условий труда найти место, например, для спортивных занятий служащих – теннисные корты, спортплощадки. Наконец, планировочное решение участка должно быть выполнено таким образом, чтобы сделать возможным расширение предприятия при минимуме дополнительных затрат.
При проектировании отдельных сооружений промышленного предприятия главная задача заключается в выборе конструктивных решений, которые в наибольшей степени отвечали бы функциональному назначению постройки. Такого рода выбор охватывает множество вопросов, включая предпочтение одно- или многоэтажной схемы, уточнение степени контроля за рабочими условиями, проверка достаточности естественного света и вентиляции или необходимости дополнения их искусственными системами, определение оптимального шага колонн каркаса и их рабочей высоты и т.п.
С начала 20-х годов промышленность предпочитает одноэтажные сооружения – особенно в автомобильной или авиастроительной индустрии этот тип сооружения обеспечивает сочетание наивысшей производительности и наибольшей экономии средств. Одноэтажное сооружение позволяет, как правило, сэкономить материалы и строительные операции – по крайней мере это справедливо при учете нагрузок на основание и фундаменты. Исключаются две весьма удорожающие системы: лифтовое оборудование и шахты, лестничные марши и их клетки. Давно считается аксиомой, что одноэтажное сооружение обеспечивает больший выход полезной площади, чем многоэтажное с такой же общей площадью этажей. В многоэтажном сооружении увеличивается также расход времени на перемещение материалов и деталей: при использовании лифтов требуются операции погрузки и разгрузки, скорость движения подъемников невелика, и опасность остановки всего процесса при неизбежных авариях существенно возрастает. В одноэтажном сооружении перемещение и доставка материалов существенно упрощаются: погрузка или выгрузка с грузовых автомобилей или тележек может производиться прямо у станка или у конвейера. При освоении новой продукции или нового технологического процесса может возникнуть необходимость в перемещении или изменении площади отдельных производственных участков и изменении нагрузки на основание. В одноэтажном сооружении такого рода изменения осуществляются значительно легче, чем в многоэтажном. И все же, несмотря на множество преимуществ одноэтажных сооружений, в ряде производств, особенно тех, где для перемещения сырья и полуфабрикатов используется сила тяжести, многоэтажные сооружения оказываются предпочтительнее. Их используют также в случае строительства на плотно освоенных территориях, где стоимость земли столь высока, что многоэтажная схема оказывается экономичнее.
Обычный тип здания неприемлем для ряда производств, где технологический процесс напрямую связан со строгим поддержанием требуемого микроклимата, что характерно для электронной промышленности, производства точных приборов, полиграфии или текстильной промышленности. Ответом на эти специфические требования становится предприятие с искусственно контролируемой средой, где автоматически регулируются освещение, влажность, температура воздуха и звуковой фон. Стоимость такого рода систем затрудняет использование наружных окон, и от них нередко полностью отказываются, хотя в большинстве случаев из сугубо психологических соображений в наружных стенах делаются видовые проемы.
Промышленный архитектор решает, разумеется, и сугубо эстетические задачи. Размещение основных сооружений на участке должно быть таким, чтобы подчеркнуть их значимость, обеспечить их видимость с автомагистрали или других транспортных маршрутов, что решает задачу постоянной эффективной рекламы. Разработка архитектуры ландшафта является как правило интегральным элементом общего планировочного решения и максимально использует существующие возможности места. Из-за жесткого функционализма и в связи с недостатком традиции в промышленной архитектуре культивируется выразительность мощи, однако ведутся постоянные поиски свежих решений для новых проблем. Именно в промышленной архитектуре возникли наиболее удачные решения в современных стилях.