ТЕАТР ПРИЮТ КОМЕДИАНТА
ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА», первый в Санкт-Петербурге и в России государственный антрепризный театр. Основан в 1987.
Организатором и поначалу единственным сотрудником «Приюта комедианта» стал актер Ю.Томошевский. Выпускник ГИТИСа, он был приглашен на работу в БДТ. Однако здесь, в главном театре Ленинграда, актерская судьба Томошевского не сложилась – приходилось играть лишь в массовке и эпизодах. В конце 1980-х, как только театры-студии начали выходить из «подполья», Томошевский решил открыть свой театр.
Название «Приют комедианта» многозначно. Оно, несомненно, рифмуется с «Привалом комедиантов», литературно-артистическим кафе, работавшем в 1916–1917 в Петрограде на Марсовом поле. Томошевский стремился возродить традиции литературных подвальчиков Серебряного века: на сценической площадке – только один актер, и еще – слово и живая музыка. С Томошевским работал квартет музыкантов под управлением композитора и пианиста В.Горбенко. Главной формой нового театра естественно стал моноспектакль.
Традиции Серебряного века продолжались не только в форме представлений. Один из первых моноспектаклей назывался Залай, «Бродячая собака»! с жанровым определением «поэзокарнавал». В нем звучали стихи В.Ходасевича, М.Волошина, В.Маяковского, Н.Тэффи – тех, кто формировал эстетику одного из самых интересных периодов русской культуры. В конце 1980-х цензурный заслон только начинал рушиться, и многие из звучавших в спектаклях Томошевского текстов еще не были возвращены широкому читателю, поэтому изысканное ретро-зрелище пользовалось такой популярностью. Успех был закреплен Ю.Томошевским в поэзоконцерте Блистательный Санкт-Петербург, где звучали стихи И.Северянина, Саши Черного, Н.Агнивцева.
Однако название «Приют комедианта» имело для Ю.Томошевского и еще один очень важный смысл. Вскоре театр на деле стал приютом, прибежищем для питерских актеров, вынашивающих заветные нереализованные проекты. Хорошо помня о годах своего творческого простоя, Томошевский предоставлял сцену всем, кому было что поведать зрителю – от молодых актеров до самых именитых, заслуженных и народных.
За годы существования «Приюта комедианта» в нем состоялось более ста премьер. Среди них были уникальные, легендарные спектакли – Немая сцена, где С.Дрейден один играл Ревизора (постановка Варвары Шабалиной), или Владимирская площадь, в котором З.Шарко и А.Демьяненко рассказывали трогательную историю двух стариков. В «Приюте комедианта» впервые на сцене была представлена Елка у Ивановых обэриута А.Введенского и Шествие, на основе поэзии И.Бродского. Здесь шли «реквием-буфф» Старуха, по Д.Хармсу, и «романтический полет на классический сюжет» Любовью не шутят по А.Мюссе. Одной из ранних премьер был обаятельный и необычный спектакль Памяти Александра Вертинского, где знаменитые песни исполняла актриса Т.Кабанова. Проходили здесь и музыкально-поэтические вечера с участием А.Баяновой, Е.Камбуровой и многих других звезд. Первым «многонаселенным» спектаклем театра стала сценическая интерпретация романа Г.Маркеса Полковнику никто не пишет (постановка Г.Цхвиравы). В «Приюте комедианта» был раскрыт и представлен широкому зрителю еще один важнейший пласт питерской культуры – произведения «семидесятников»: поэтов Виктора Кривулина, Елены Шварц, Олега Охапкина, Сергея Стратановского, музыковеда и культуролога Абрама Юсфина, рок-барда Юрия Морозова.
Спектакли «Приюта комедианта» пользовались устойчивой популярностью. Крохотный зал подвальчика на Малой Морской улице, рассчитанный всего на 60 зрителей, никогда не мог вместить всех желающих. При этом театр оставался финансово убыточным, что, впрочем, для камерного и элитарного театра вполне естественно. Тем не менее, жизнь (и в частности – развитие рыночных отношений) ставила новые требования. В 1997, при поддержке деятелей культуры, а также Комитета по Культуре Санкт-Петербурга «Приют комедианта» получил новое, более просторное здание – бывший кинотеатр «Сатурн». Там после ремонта, в 1998, начался новый этап жизни театра. Он оказался неоднозначным и непредсказуемым.
Усилиями театрального предпринимателя В.Минкова в 1999 «Приют комедианта» был преобразован в первую в России государственную антрепризу, принципиально новую для нашей страны экономическую модель существования театра. При сохранении политики репертуарного театра, была введена четкая контрактная система, предусматривающая заключение индивидуальных договоров с каждым из творческих работников, приглашенных на конкретную постановку – режиссером, актером, художником, балетмейстером и т.п. Эта, принятая во всем мире, антрепризная практика доказала успешность разовых театральных экспериментов и в России. Однако эта экономически четкая система закономерно обусловила и ряд новый проблем самого разного характера. В итоге «Приют комедианта» покинул Ю.Томошевский, его создатель и многолетний руководитель.
Ю.Томошевский и «Приют комедианта» существуют по отдельности. Оба – вполне успешно. Томошевский играет свои моноспектакли в восстановленном кабаре «Бродячая собака» и на других площадках. А «Приют комедианта» продолжает свою антрепризную жизнь.
Сейчас на сцене театра идут спектакли, поставленные В.Фильштинским, Г.Васильевым, П.Шерешевским, А.Серовым, И.Селиным и др. режиссерами, в оформлении крупнейших мастеров современной сценографии — И.Иванова, Э.Капелюша, А.Орлова, А.Фрейбергса; в «Приюте комедианта» играют звезды театра и кино — народные артисты России О.Антонова, П.Вельяминов, В.Карпова, И.Краско, Л.Малеванная, В.Татосов, З.Шарко, И.Шибанов, заслуженные артисты России Н.Боровкова, Е.Каменецкий, Ю.Лазарев, К.Петрова, Л.Пилипенко, Т.Самарина, В.Харитонов, артисты О.Алмазов, В.Бычков, И.Волков, А.Краско, П.Юлку, К.Раппопорт, и многие другие молодые актеры.
«Приют Комедианта» гастролировал в Швеции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Польше, Литве, во многих городах России и СНГ.
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»