ТЕАТР ОСОБНЯК
ТЕАТР «ОСОБНЯК», самый маленький профессиональный театр Санкт-Петербурга. Его зал насчитывает всего 80 мест, однако это – не просто составленные в ряды стулья. Они расположены, как и полагается в настоящем театре: амфитеатром в пять рядов.
Театр «Особняк» образован в 1989. Это было время перестройки, бурной активизации жизни всего социума, радостных надежд на новое будущее. Для российского театра конец 1980-х был совершенно особым периодом: впервые власти отказались от строгой регламентации всех сторон театральной жизни и официально разрешили существование театров-студий. Тогда новые театры и театрики возникали во множестве, большинство из них так же быстро и прекращали свое существование. При всем многообразии творческих новообразований, принципы их объединения были преимущественно общими: лидером становился режиссер, собиравший свою труппу единомышленников. Однако «Особняк» возник совершенно иначе. Его ядро составила группа профессиональных актеров, ранее работавших в разных государственных театрах. Каждый из них на своем опыте прочувствовал всю степень зависимости актерской профессии: от режиссера, от директора, от выбора пьесы, от распределения ролей и множества других факторов, составляющих быт среднего репертуарного театра. Стремление к свободе привело группу к нестандартному решению: созданию своего, актерского театра. К счастью, профессиональный опыт уберег «Особняк» от кардинального решения проблемы – полного отказа от режиссуры и решения ставить спектакли своими, актерскими силами. Был выбран оптимальный вариант: режиссеры будут приглашаться, главное, чтобы по творческим принципам они совпадали с молодой труппой. Так была воплощена в жизнь заветная мечта каждого актера – право на выбор своего режиссера.
Первый год своей жизни театр «Особняк» работал в Царском Селе, потом – под крышей Павловского музея-заповедника. В 1991 открыл собственную сцену в помещении бывшего красного уголка в одном из самых престижных мест Санкт-Петербурга – на Петроградской стороне.
Самые первые спектакли в 1989 все же были поставлены силами труппы. Это были: уличное скоморошье представление Петрушка, или Ванька Рататуй и спектакль для детей Похищение в Мумми-доле, или С днем рождения, Морра! по сказкам Туве Янссон. В 1990 в «Особняк» пришел режиссер И.Ларин, на несколько лет определивший основное направление развития театра. Практически сразу «Особняк» стал театром-лабораторией, исследующей новые принципы и методы современной театральной практики.
Все режиссерские работы И.Ларина в «Особняке» так или иначе связаны с классическими произведениями, преимущественно – русскими. Однако при этом, – то ли отчасти в шутку, то ли совершенно серьезно, – принципы режиссуры Ларина определялись как «метод активной трепанации классики». Это, несомненно, рождало отсылки к Мейерхольду, что не раз упоминалось в рецензиях на спектакли «Особняка».
Первым спектаклем Ларина в молодом театре стал Сон о вишневом саде (1990), с жанровым определением «эскиз по пьесе Чехова». Трагический спектакль всего на пятерых актеров, в том же году стал лауреатом фестиваля (тогда еще – Ленинградского) «Назад, к Чехову!»
Два других классических спектакля И.Ларина в «Особняке» (Омрачение по Преступлению и наказанию Ф.М.Достоевского и Лес по А.Н.Островскому), а также мимические балеты (жанр, изобретенный И.Лариным) на темы живописи Босха и Брейгеля Искушение св. Жерома и русский гиньоль Петрушка побывали на фестивалях в Германии, Венгрии, США и почти на всех камерных российских.
Новый период в жизни театра начался с приходом В.Михельсона, одного из самых интересных сценических интерпретаторов современной драматургии. Спектакли «Особняка» по произведениям М.Угарова, Э.Лимонова и Т.Кибирова, С.Беккета, М.Павича, по текстам Клима и Кастанеды регулярно становились лауреатами самых разных фестивалей, вплоть до Гран-при Санкт-Петербургского фестиваля «Рождественский парад» и номинации на самую престижную российскую театральную премию «Золотая маска».
Несомненно, самый яркий актер труппы (а сегодня – и Президент Фонда развития культуры и искусства «Особняк») – Д.Поднозов, основатель театра и исполнитель многих главных ролей в спектаклях «Особняка». Его работы самых разных жанров постоянно отмечает критика. Однако на сцене «Особняка» играют свои спектакли и актеры других питерских театров – А.Девотченко, С.Лыков и др., – лишь бы их творческий потенциал и эстетика были близки эстетическим поискам самого театра. Иногда эти актеры становятся постоянными членами труппы «Особняка»: так, например, произошло с актрисой Н.Эсхи после того, как она сыграла здесь премьеру своего спектакля Перформанс не для всех по А.Шипенко. Однако, предоставляя свою сцену «пришлым» актерам и коллективам, «Особняк» не становится антрепризным театром. Сегодня, как и в самом начале своего существования, он остается театральной лабораторией.
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»