ТЕАТР НОВАЯ ОПЕРА
ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА», создан в Москве в 1991 дирижером Е.В.Колобовым. Первый в России муниципальный музыкальный театр, работающий по западной контрактной системе.
Творческое кредо театра «Новая опера» – постановка не шедших на российской сцене классических опер, а также создание оригинальных трактовок известных произведений. Впервые в России поставлены забытые, малоизвестные оперы Г.Доницетти, Д.Верди, А.Каталани, А.Тома, Г.Перселла. В экспериментальном ключе трактованы оперы отечественных композиторов, созданы спектакли-концерты Россини; О, Моцарт! Моцарт…; Viva Verdi. Колобов экспериментировал с соединением в одном спектакле музыки и поэзии, таковы были его спектакли Валлийские песни, Нескучный сад, мелодии, Поэзия Анны Ахматовой и проза А.Пушкина в исполнении А.Демидовой и оркестра театра, Музыка – душа моя по романсам и Запискам М.Глинки и стихам поэтов – его современников. Театр стал членом европейского оперного сообщества Opera Europa, а его руководитель, Е.Колобов – лауреатом независимой премии «Триумф».
Новая опера – театр, где ново, спорно и интересно – таким мыслил театр его создатель. Вначале (в течение 5 лет) театр не имел собственной сценической площадки и выступал с концертным исполнением опер на сценах Большого зала консерватории (БЗК), Колонного зала Дома Союзов, в новом здании театра на Таганке. Первой постановкой стала оригинальная версия оперы Руслан и Людмила М.Глинки, исполненная в Колонном Зале Дома Союзов (1992).
В том же году Ю.М.Лужков предложил театру помещение Зеркального театра Сада «Эрмитаж», где уже работали театр «Сфера» под руководством Е.Еланской и Театр М.Левитина. Так родилась идея создания Культурного центра в Каретном ряду, каким он и был в начале 20 в. Рождению «Новой оперы» помогали Д.Хворостовский, Н.Троицкая, Г.Писаренко, Э.Вирсаладзе, выступая в пользу будущего театра.
Пока театр реконструировали, Колобов поставил редко исполняемую оперу Г.Доницетти Мария Стюарт в Театре на Таганке (1993, режиссер С.Митин, художники В. и Р.Вольские), надолго ставшей визитной карточкой театра, а также показал несколько концертных программ: концерт из произведений старинной музыки с участием Л.Мкртчан и дивертисмент из произведений Д.Россини (фрагменты из Севильского цирюльника и Итальянки в Алжире, редко исполняемые трагические Stabat Mater и Agnus Dei, 1992). Несмотря на то, что некоторые критики склонны считать Марию Стюарт версией постановки Английской национальной оперы, а Россини – римейком аналогичной композиции в Версале, тем не менее Колобов открыл эти произведения отечественному слушателю. В 1993 состоялась премьера Мефисто-театра: спектакля из произведений И.Стравинского Мавра и История солдата и пушкинской сцены из Фауста (режиссер С.Митин). В том же году подготовлена программа О, Моцарт! Моцарт…(по произведениям Реквиема Моцарта, оперы Н.А.Римского-Корсакова Моцарт и Сальери, произведений А.Сальери.) В 1994 впервые в России осуществил постановку оперы А.Каталани Валли (режиссер В.Раку, художник С.Бархин.), в концертном исполнении поставил Демона А.Рубинштейна (Антон), Любовный напиток Г.Доницетти. В том же году театр впервые участвовал в музыкальном фестивале «Янтарное ожерелье» в Калининграде.
В 1995 состоялся концерт памяти А.Д.Сахарова в БЗК, где была исполнена 13 симфония Д.Шостаковича. В том же году прошла премьера малоизвестной оперы Д.Верди Двое Фоскари (режиссер В.Раку, художник В.Герасименко.), посвященная памяти В.Лакшина. Вначале не все получалось. Основным недостатком спектаклей театра было недостаточное внимание к режиссуре. «Новая Опера» превращается в театр Станиславского «наоборот»: если там не слышно голосов за костюмами и жестикуляцией, то у Колобова – полная свобода от сценических обязательств», – писала критика о спектакле. Зато состоявшаяся в 1996 постановка Евгения Онегина П.Чайковского, где Онегин был трактован как глубоко трагический персонаж, а сам спектакль как опера-дуэль (режиссер С.Арцыбашев, художник С.Бархин, костюмы Э.Маклаковой) завоевала национальную премию «Золотая Маска»-96 в номинации лучший музыкальный спектакль сезона. Онегина пел А.Бреус, Татьяну – Л.Токарская, Ленского – С.Дробышевский. Продолжались концертные программы: памяти М.И.Павермана, учителя Колобова, Таис Ж.Масснэ в концертном исполнении, концерт из произведений Шуберта с оркестром Ю.Темирканова и участием Э.Вирсаладзе, в 1997 из Боннской оперы в концертном исполнении перенесена Пиковая Дама П.Чайковского – А.Шнитке, (на родине спектакль был запрещен в 1978).
4 сентября 1997 состоялось открытие здания Новой оперы. В 1998 в новом здании состоялась премьера Евгения Онегина, а также Валли А.Каталани с Ольгой Сергеевой, продемонстрировавшей в главной роли красивейший голос, подлинно итальянскую фразировку. В том же году состоялась премьера Бориса Годунова М.П.Мусоргского (реж. В.Белякович, худ. Э.Кочергин, костюмы И.Габай) с О.Коротковым (Словакия) в главной роли. Однако спектакль получился скучным, критика снова ругала театр за отсутствие режиссуры, не выручил самобытный сценограф Э.Кочергин. Как всегда, великолепно звучала только музыка. 1998 отмечен премьерой Дидоны и Энея Г.Перселла в концертном исполнении в фойе (дирижер Д.Волосников, аспирант Колобова), а также – Травиаты Д.Верди (режиссер-постановщик и хореограф А.Сигалова, художник Э.Гейдебрехт). Колобов считал эту постановку фантазией на тему оперы Травиата. При всей спорности режиссерского и сценографического решения спектакля опера привлекла слаженностью музыкальных ансамблей, небанальностью подхода к известной опере.
В 1998 режиссером Р.Ленгбака (Финляндия) и художником Л.Мерк (Швеция) поставлен Риголетто Д.Верди с Д.Хворостовским в главной роли. В 1999 программой Нескучный сад, мелодии: композицией из оперы А.Головина Первая любовь по повести И.С.Тургенева, произведений Я.Сибелиуса, стихов И.Бунина Е.Колобов дебютировал как режиссер-постановщик. Поиски новых форм продолжились поэтической композицией на стихи Р.Бернса и баллад Л.Бетховена Валлийские песни. Режиссер Д.Петров сочинил тонкий, лиричный спектакль, лишенный штампов, покорявший проникновенным камерным пением.
Продолжалась интенсивная концертная деятельность: памяти Вяч. Иванова к 50-летию со дня смерти, Русалка Мусоргского и Волшебная флейта Моцарта, Сказание о невидимом граде «Китеже» Римского-Корсакова были поставлены в концертном исполнении.
С 2000 по контракту с Имперским Русским Балетом Г.Таранды в театре идут балеты Шахерезада А.Римского-Корсакова, Болеро М.Равеля, Половецкие пляски из Князя Игоря А.Бородина, Шопениана, Видение Розы К.Вебера в сопровождении оркестра театра. Из других балетов труппы Таранды на сцене театра шли Жизель А.Адана, Сильфида Ж.Шнейцхоффера, Пахита Л.Минкуса, балеты А.Петрова. Такой же контракт был заключен с балериной А.Волочковой.
В 2000 осуществлена постановка Гамлета А.Тома на французском языке (дирижер Д.Волосников, режиссер В.Раку, художник М.Азизян), ставшая открытием и безусловной удачей театра. О том, что Колобов стал больше уделять внимание проблемам режиссуры говорит тот факт, что первоначально режиссером постановки был приглашен А.Сокуров, и, хотя сотрудничество не состоялось, спектакль получился. Запомнились выразительный аскетизм сценографии, удачные актерские работы, оригинальная трактовка музыки, восходящая к импрессионизму К.Дебюсси. В том же году началось участие в Саволиннском фестивале (Финляндия), где Колобов дирижировал в спектаклях Дон Жуан В.Моцарта и Саломея Р.Штрауса в исполнении оркестра и солистов Лос-Анжелесского театра оперы и балета.
В 2001 театру исполнилось 10 лет. За короткий срок театр успел завоевать любовь зрителей и занять свою нишу в музыкальной жизни Москвы. К юбилею Колобов подготовил спектакль Bravissimo из фрагментов русских и европейских опер, особенно много в нем звучало музыки Верди (это был год Верди). В год юбилея театр подготовил также концерт к 200 летию Беллини и постановку Сельской чести П.Масканьи. Спектакль прозвучал остросовременно: любовь и свобода были его темой.
Солистами оперы становились, в основном, талантливые вокалисты из российской провинции (Г.Бадиковская, М.Жукова, Л.Кафтайкина, Т.Смирнова, О.Сергеева, И.Ромишевская, Л.Токарская, А.Бреус, А.Богданов, М.Гареев, И.Кузмин Д.Пьянов, А.Мартынов, С.Шеремет, В.Ефанов, В.Кудасов). Особенностью «Новой оперы» являлось отсутствие культа певца, поэтому воспитанные им оперные звезды нередко уходили в более перспективные в плане карьеры и заработка театры – Большой, Мариинку, далее везде... Колобов болезненно переживал уход своих воспитанников, но неизменно считал, что главный законодатель в созданном им театре – музыка. «Нужно играть не ноты, а музыку» – таким было его кредо.
Одной из последних постановок театра при жизни его руководителя стала Снегурочка Н.Римского-Корсакова (2002). Впервые опера, трактованнная, как недетская история о страсти на фоне пляшущей пирующей Масленицы, превратилась в современный спектакль, в стилистике которого переплелись авангард и традиции серебряного века (дирижер Евг. Самойлов, сценография С.Пастуха.
Последняя премьера театра, состоявшаяся после смерти Мастера в 2003 – композиция Музыкальное приношение Марии Каллас с участием Деборы Майер (Англия) и Мариоса Франгулиса (Греция), дирижер Д.Волосников. В марте 2006 театру «Новая опера» было присвоено имя Е.В.Колобова.
Елена Ярошевич
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»