НОРШТЕЙН, ЮРИЙ БОРИСОВИЧ
НОРШТЕЙН, ЮРИЙ БОРИСОВИЧ (р.1941), советский и российский режиссёр-мультипликатор, сценарист, художник, народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979), почётный профессор ВГИКа.
Родился Норштейн 15 сентября 1941 в Пензенской области, Головнищенский район, деревня Андреевка (в эвакуации). Его отец был наладчиком деревообрабатывающих станков, мать – педагог дошкольного воспитания. В 1943 семья вернулась в Москву, а отец был на фронте. Учился в Детской художественной школе в 1956—1958 гг. В 19581—959 гг.работал на мебельном комбинате. В 1959 поступил на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и окончил их в 1961. В том же году начал работать в «Союзмультфильме» художником-мультипликатором и проработал до 1973. Участвовал в создании более чем 50 фильмов: Левша (реж. И. Иванов-Вано) , Каникулы Бонифация (реж. Ф. Хитрук), Варежка, Чебурашка (реж. Р. Качанов), цикл фильмов по рисункам Пушкина (реж. А.Хржановский).
С 1973 он — режиссёр мультипликационных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Значительным событием не только в российской или советской, но и в мировой анимации стали в 1970-е фильмы Ю.Норштейна Лиса и Заяц (1973), Цапля и Журавль (1974), Ежик в тумане (1975) и Сказка сказок (1979), несколько лет спустя признанная критиками и киноведами «лучшим мультфильмом всех времен и народов». Норштейн – не только талантливый режиссер, совместно с художником Ф.Ярбусовой создавший новую эстетику анимационного фильма, но и выдающийся изобретатель. Говоря о Норштейне, нельзя не упомянуть оператора, работавшего на многих его фильмах, А.Жуковского, который и до встречи с Норштейном придумывал уникальное оборудование для съемок, а их творческий союз оказался на редкость плодотворным.
В 1981 Норштейн начал работу над мультфильмом Шинель, и работа продолжается по настоящее время, хотя и с перерывами. Тем не менее, отснятые эпизоды были показаны широкому зрителю. Даже незаконченный фильм удостоился наград. Он получил первую премию в Монреале на ХV Международном конкурсе технических фильмов за материал к фильму и Большую золотую медаль Академии художеств художнику-постановщику Ф.А. Ярбусовой за эскизы к фильму. Норштейн так объясняет длительность работы над фильмом: «Когда мне начинают говорить, мол, как так, ты с Шинелью столько? Я не с Шинелью, я с жизнью столько. Шинель - это просто один из моментов. Я никому не смогу объяснить, что это такое».
Норштейн так описывает свои впечатления и ощущения после прочтения повести Н.В.Гоголя Шинель: «Я пережил ужас от фразы Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «Обижаете» может сказать только ребенок, но не взрослый человек, и в детстве эта несочетаемость героя и слова поразила меня больше, чем история с воровством шинели и мертвым чиновником. Несочетаемость, неожиданность. И сквозь это проскакивает молнией абсолютная физическая достоверность. Тут момент истинности, истинности искусства.
Я все вспоминаю пространство, которое сопровождало фразу Гоголя. Тихий вечер, двор, сумерки, свет из окон фабрики, где постоянно челночно двигались ткацкие станки в одном и том же ритме, с точностью до доли секунды, и за ними ходили работницы; линии станин удалялись в бесконечность, будто два зеркала поставлены, - одно напротив другого, вечность этого движения, никогда не умолкающего даже во сне. Этот звук шел через мое детство. И тусклый свет фонарей в таких металлических абажурах, и запах вечера, пыль, и пьяные крики... Вот из чего делается Шинель, и меньше всего из вчитывания в Гоголя».
В 1989 ушел со студии «Союзмультфильм». Несколько лет проработал в Фонде Ролана Быкова.
Организатор (1993, совместно с Э.В.Назаровым, А.Ю.Хржановским, Ф.С.Хитруком) школы-студии «ШАР».
Его фильмы имеют многочисленные международные премии, в том числе: в 1984 по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США) фильм Сказка сказок признан лучшим фильмом всех времён и народов. В 2003 в Токио фильм Ёжик в тумане признан лучшим фильмом всех времён и народов, вторым назван фильм Сказка сказок.
Норштейн Ю.Б. Реальность, созданная художником. Сборник «Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве» М., 1983.
Норштейн Ю.Б. Графика света. Сборник «Тайны пушкинского слова» М., 1999.
Норштейн Ю.Б. Ретроспектива памяти. «Каталог-альманах» V ОРФАК в Тарусе, 2000.
Норштейн Ю.Б. А бездне противостоит свет...Сборник «Когда Луна вместе с Солнцем... Экран - детям, дети – экрану» М., ТИД «Континент-Пресс», 2002.
Танака Т. Психологическое время в кинематографе Юрия Норштейна. «Киноведческие записки» N52.
Норштейн Ю.Б., Ярбусова Ф.А. Сказка сказок, М., Красная площадь, 2005
Норштейн Ю.Б. Снег на траве, М., Красная площадь, 2008.
Материалы в интернете: http://www.norshteyn.ru/index.php
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»