ЛЕВИНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛЕВИНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1947), русский режиссер, актер, педагог. Родился 28 июля 1947 в актерской семье. Окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс В.П.Маркова). В дипломном спектакле Мизантроп (водевиль Э.Лабиша) Левинский играл в стиле старинной клоунады. «Он запомнился комиком с серьезным лицом, со странной заунывной интонацией не очень гибкого и выразительного голоса, словно бы намеренно контрастного пластической изобретательности тела, способного к решению самых рискованных актерских задач» (А.Демидов).
Первая постановка – дипломный спектакль Мещанская свадьба Б.Брехта (1968). В 1969–1987 актер Московского театра Сатиры. Роли: Сын (Затюканный апостол А.Макаенка), Максим (Темп-1929 Н.Погодина), Эйлиф (Мамаша Кураж и ее дети Брехта), Двойник Городничего (Ревизор Н.Гоголя), Репетилов (Горе от ума А.Грибоедова).
В 1971–1975 занимался биомеханикой у мейерхольдовского актера Н.Г.Кустова. Вел экспериментальную работу с группой актеров московских театров (Балаганчик дона Кристобаля Ф.Гарсия Лорки (роль – Дон Кристобаль), Золотой осел по Апулею, Жорж Данден Мольера (роль – Жорж Данден), Слоненок по Брехту (роль – Банановое дерево-судья джунглей), В ожидании Годо С.Беккета (роль – Владимир) и др. «Опыты Левинского тяготеют к камерности … это искусство малых форм … Ему нужен лишь повод к игре – общая тема, набросок ситуации, которые можно развивать уже в процессе сценического действия средствами актерской фантазии при достаточно жесткой по заданиям и рисунку режиссуре» (А.Демидов).
С 1978 основатель и художественный руководитель студии «Театр». Постановки: Гамлет У.Шекспира (роль – Гамлет, 1979), Записки одного лица по Ф.Достоевскому (1-я часть – Бобок; 2-я – Черт, фрагмент романа Братья Карамазовы; моноспектакль Левинского, 1985), Трехгрошевая опера Брехта, К.Вайля (1989), Звук шагов по Беккету (Последняя лента Крэппа, Звук шагов, Развязка, 1990), Дисморфомания В.Сорокина (1994), Гувернер Я.Ленца (1996), Игра Беккета (1998).
С 1987 – режиссер Московского театра им. М.Ермоловой. Постановки: За чем пойдешь, то и найдешь (1991) и Воспитанница (1992) Островского, Мнимый больной Мольера (1995), Репетиция комедии Мольера «Дон Жуан» по Дон Жуану Мольера (1998), Медведь. Предложение. Сцена из первой редакции комедии Вишневый сад по Чехову (2000) и др.
Сыграл Цинцинната Ц. в спектакле В.Фокина Приглашение на казнь по В.Набокову (1989). Цинциннат в исполнении Левинского был «не просто самым живым, а единственным – думающим» в «городе кукол», где «раздвоившиеся лица дублируют друг друга в своем наивном идиотизме, наивном коварстве и лести». Его герой с «глуховатым голосом, почти без интонаций, говорящий все об одном, пытаясь докопаться до смысла, до причины, до первоистока, стремящийся додумать свою главную мысль, возвращаясь по кругу к одному и тому же» (Д.Годер).
В Московском театре «Около дома Станиславского» Левинский поставил спектакли Конец игры Беккета (1997), Скупой Мольера (1998). Здесь же сыграл Несчастливцева в спектакле Нужна трагическая актриса по Лесу Островского (реж. Ю.Погребничко, 2000).
Работает за рубежом: Балаганчик А.Блока (Театр «Свободная группа Мейерхольда», Вена, 1993), Игроки Гоголя (театр «Гусь на веревке», Брно, Чехия, 1996).
В 1990-е годы преподавал биомеханику в Австрии, Великобритании, США. Работает на радио (моноспектакль Последняя лента Крэппа Беккета).
Демидов А. Старинные клоунады. – Театр, 1978, № 9
Годер Д. Студия отбирает своих. – Театр, 1989, № 9
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»