ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ (с 1979 имени А.А. Брянцева) был создан голодной зимой 1922. 23 февраля он открылся программным спектаклем Конек-Горбунок по сказке П.Ершова в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, д. 33/35. Возглавил театр режиссер и педагог Александр Александрович Брянцев.
Полукруглый амфитеатр Тенишевского училища, сочетавший в себе признаки античной орхестры, шекспировской елизаветинской сцены и народного площадного театра, стал символом Ленинградского ТЮЗа, отразившим принципиальную установку Брянцева на единение зрителей и актеров, которая в дальнейшем определила формирование сценического стиля нового театра. Изобразительный язык ТЮЗа, учитывая законы образного мышления ребенка, создавался на эстетических принципах сказки, фольклора, национальных обычаев и народного театра. «ТЮЗ раз и навсегда должен отказаться от так называемых «детских» пьес и обосновать свой репертуар не на маргариновой, а на подлинной литературе, отобрав из ее сокровищницы то, что доступно театральному восприятию определенных возрастных групп», – эту мысль Брянцев не уставал повторять в течение многих лет руководства театром.
За сорок лет на сцене ЛенТЮЗа Брянцев осуществил пятьдесят постановок. В первые годы всю нагрузку режиссера нес он один, и только спустя несколько лет, когда убедился, что его художественные и педагогические принципы стали достоянием коллектива, начал уступать руководящую роль постановщика молодым актерам, проявившим несомненную склонность к режиссуре, – Б.В.Зону, Е.Г.Гаккелю, несколько позднее – Л.Ф.Макарьеву. Брянцев привлек к работе в театре П.К.Вейсбрема, открыл дарование театрального художника В.И.Бейера.
Тимошкин рудник Л.Ф.Макарьева, поставленный Брянцевым (6 декабря 1925) – важнейший этап в жизни всего детского театра. На сцене впервые появляется новый герой – современник и сверстник зрителей (эту роль исполняла К.В.Пугачева). Спектакль шел на сцене ТЮЗа более десяти лет и в 1936 был показан на первых гастролях театра в Москве. В течение долгого времени он оставался единственным произведением на современную тему. Театр требовательно относился к формированию репертуара и не шел на компромиссы даже во имя актуализации афиши.
Наиболее значимыми постановками первых лет существования театра становятся Соловей Г.-Х.Андерсена, Кошкин дом С.Маршака (1922), Золушка Ш.Перро, Бедность не порок А.Н.Островского (1923), Проделки Скапена Ж.-Б.Мольера, Похождения Тома Сойера М.Твена (1924), Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского, Гаврош по В.Гюго (1925), Тиль Уленшпигель по Ш.де Костеру, Дон Кихот по М.Сервантесу (1926), Хижина дяди Тома по Г.Бичер-Стоу, Разбойники Ф.Шиллера (1927), Принц и нищий по М.Твену, Плоды просвещения Л.Н.Толстого (1928).
С коренными преобразованиями действительности изменилось и содержание тюзовского репертуара. В 1920-е годы центральным действующим лицом был беспризорник, позднее подросток, помогающий взрослым восстанавливать страну. Ведущее место в тюзовском репертуаре 1930-х годов начинает занимать пьеса о школьнике. В ЛенТЮЗ приносят свои первые пьесы родоначальники советской детской драматургии – Александра Бруштейн, Евгений Шварц, Борис Житков, Вениамин Каверин. Образ современного героя окончательно утвердился в ТЮЗе с приходом в театр Е.Шварца. В спектакле Ундервуд (1929) по его пьесе было найдено удачное сочетание современной тематики, сценической условности и традиционной для ТЮЗа сказочной формы. Стихия музыки, танцев и акробатики вновь захватила тюзовскую сцену.
Однако уже в начале 1930-х годов отношения между театром и консервативно мыслящей школьной общественностью накаляются. Педагоги, не вникая в существо эстетических законов, требуют от ТЮЗа создания универсального эталона для подражания, считают воспитательную задачу театра в выработке своеобразного «кодекса положительности», видя именно в этом специфику театра для детей. Полемика в той или иной форме продолжается до 1936, когда театры для детей выходят из системы Наркомпроса и переходят в подчинение Всесоюзного комитета по делам искусства.
Годы войны театр проводит в эвакуации в Березниках, где продолжает интенсивно работать, выпуская новые спектакли.
–1950-е годы отмечены появлением целой плеяды пьес о старшеклассниках и молодежи: Ее друзья В.Розова, Аттестат зрелости Л.Гераскиной, Дневник Наташи Соколовой, Взрослые дети А.Зака и И.Кузнецова, Девочки-мальчики Л.Малюгина. В эти же годы в театре начинает работать С.Е.Димант. Современный спектакль для самых младших зрителей, а также театральная сказка и зарубежная классика представлены в ТЮЗе послевоенной поры режиссурой Вейсбрема.
В последние годы жизни Брянцев вместе с архитектором А.Жуком разрабатывает проект нового здания театра, и 19 июня 1957 торжественно начинается его строительство на Пионерской площади (бывший Семеновский плац). Последний спектакль ТЮЗа на Моховой Сказки Пушкина поставлен содружеством двух замечательных тюзовских мастеров – режиссером П.Вейсбремом и художником Н.Ивановой.
В мае 1962 театр переехал в новое помещение. С приходом нового художественного руководителя З.Я.Корогодского начинается и новый этап его жизни. Уже первый спектакль Коллеги по пьесе В.Аксенова стал заявкой на новый художественный и социально значимый уровень.
В легендарные 1960-е годы вокруг театра объединяются Булат Окуджава, Радий Погодин, Михаил Рощин, Яков Гордин, Борис Голлер и др. Зрительский парламент – «Делегатское собрание», задуманное еще Брянцевым, но поистине расцветшее только при З.Корогодском, становится эстетической школой для юного поколения. Такие спектакли, как Тебе посвящается М.Бременера, Трень-брень Р.Погодина, Радуга зимой М.Рощина становятся знаками непростого времени.
В эти же годы при ТЮЗе создается студия, цель которой – подготовка профессиональных актеров специально для детских театров страны. В конце 1960-х годов она включается в состав Института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Академия театрального искусства).
Исключительный успех имел спектакль После казни прошу... (1967) по пьесе В.Долгого, написанной в жанре документально-эпистолярной драмы.
В 1968 на сцене театра появляется спектакль Наш цирк, положивший начало целой серии игровых спектаклей, озаглавленных «Приглашение к театру». Одновременно театр все больше расширяет свою педагогически-просветительскую деятельность – организует университеты для родителей, проводит семинары и дискуссии для педагогов, ежегодно участвует в работе лабораторий деятелей детских театров. В театре царит студийно-демократическая атмосфера товарищества, которая закладывалась еще Брянцевым.
В 1971 выходит студенческий спектакль Открытый урок. Спектакль несколько раз запрещают, потом снова разрешают, пока он окончательно не утверждается в репертуаре.
В эти же годы первые свои спектакли ставит в театре Лев Додин: Свои люди – сочтемся А.Н.Островского и Мать Иисуса А.М.Володина.
Особое место в афише по традиции занимает сказочный репертуар: Кошка, которая гуляла сама по себе по Р.Киплингу и Бонжур, месье Перро (пьесы Н.М.Слепаковой), Бемби по Ф.Зальтену, Баллада о славном Бильбо Бэггинсе по Д.Толкину. Все эти пьесы создаются в тесном сотрудничестве с театром, который в это время превращается в настоящую драматургическую лабораторию.
После гастролей в Москве в 1982 над художественным руководством театра начинают сгущаться тучи. «Не помню дня без сражений... Изматывали постоянные вызовы «на ковер», воспитательные оргвыводы. Наказывали за непослушание. А это нелегко, когда тебя «окружают», принуждая подчиняться общепринятому», – вспоминал позднее З.Корогодский (Эхо памяти). В 1986 Корогодский был «изъят» из театра, созданного от начала и до конца его руками.
В том же 1986 в театре появляется новый художественный руководитель А.Д.Андреев. На сцене театра ставятся Над пропастью во ржи, Эквус, Мадам Маргарита, Ундина.
1996 год театр встречал с новым художественным руководителем – А.А.Праудиным. Роковым стал для него спектакль Покойный бес (по Повестям Белкина), новаторский стиль которого не был принят начальством. Не прошло и двух лет, как руководство в театре снова сменилось. И сегодня его афиша представляет собой конгломерат спектаклей, поставленных разными режиссерами, стоящими на разных эстетических позициях.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»