ЛАРИН, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ
ЛАРИН, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1962), русский театральный актер, режиссер драматического и музыкального театров. Родился 13 сентября 1962 в Ленинграде в семье моряка. Учился на архитектурном отделении Ленинградского строительного института (не окончил), затем на кукольном факультете ЛГИТМИКа (не окончил), а затем там же – на актерском (окончил курс Я.Хамармера в 1985). Полгода прослужил актером в Псковском театре драмы им. А.С.Пушкина, после чего вернулся в Ленинград, кочевал по театрам-студиям («Маска», Студия-87), продолжительное время работал не по специальности – сторожем в Летнем саду, пожарником в Театральном музее, разнорабочим в цирке, экскурсоводом, дворником.
В 1989 в помещении красного уголка на Петроградской стороне организовал театр «Особняк», собрав актеров сходной с ним судьбы. Название символизировало не особость театрального помещения, но способ существования и самоощущение участников нового предприятия – особняком от магистрального театрального процесса. Здесь Лариным были поставлены спектакли Звуки смерти, или Сон о вишневом саде по А.Чехову, мимодрама Искушение святого Жерома по И.Босху и П.Брейгелю, Омрачение по Преступлению и наказанию Ф.Достоевского, Лес А.Островского, драматический балет Петрушка на музыку А.Шнитке.
Параллельно с Особняком Лариным создается театр «Монплезир», где один за другим выпускаются его моноспектакли Мой первый друг по книге И.Пущина Записки о Пушкине и пушкинским стихам (1989), Мне скучно, бес по А.Пушкину (1990), Вертинский. Исповедь барона по А.Вертинскому (1991), Евгений Онегин. Рисунки на полях А.Пушкина (1992), Скупой рыцарь Пушкина (1994), Буратино. Большая жизнь, сказка для взрослых по А.Н.Толстому и песням 1930–1940-х годов, посвященная П.М.Алейникову (1995). О ранних спектаклях «Монплезира» их создатель говорит так: «...монотеатр – это безумие, помешательство на самом себе – чисто петербургское состояние души». Покинув в 1995 театр «Особняк», Ларин в «Монплезире» отходит от моноспекталей и ставит чеховскую Чайку (в ней помимо Ларина была занята актриса Александринского театра Г.Карелина), затем пушкинских Станционного смотрителя (1997, спектакль создавался совместно с Государственным Пушкинским театральным центром) и Пиковую даму (1998). Авторский театр Ларина отличают безукоризненное чувство стиля, экспериментирование в общении с классикой, мгновенность трансформаций, вкус к игре с предметом. Спектакли театров «Особняк» и «Монплезир» – участники и лауреаты многих театральных фестивалей.
В Санкт-Петербурге Ларин поставил также спектакли Вознесение по Грозе Островского, который начинал репетироваться в Александринском театре, но был выпущен под эгидой «Русской антрепризы им. А.Миронова» (1993); в театре Сатиры – драматический балет Петрушка (1997), Жил-был тролль... по Снежной королеве Г.-Х.Андерсена (1997) и Большие люди с добрыми глазами А.Максимова (1998).
Ларин много гастролировал; ставил спектакли в театрах Москвы, Иркутска, Тюмени, Хабаровска, Нижневартовска, Екатеринбурга, Орла. Работал также в Румынии, Финляндии, Германии, Швеции, Америке. С 1999 является художественным руководителем Магнитогорского ТЮЗа, с которым тесно связан с 1995 и где за его плечами 12 спектаклей, в том числе Лес А.Островского (1996), Станционный смотритель по Пушкину (1998), Дорога в Магнитку (2000), Конек-Горбунок П.Ершова (2000), Фанфан-Тюльпан (2000) и др. В Петрозаводске ставит не только в драматическом (Русский театр драмы), но и в музыкальном театре, где выпустил несколько оперетт. С 2000 Ларин является художественным руководителем обоих петрозаводских театров.
С 2004 по 2011 – режиссер-постановщик московского телеканала «Культура». С 1989 по настоящее время – художественный руководитель театра «Монплезир» (Москва - Санкт-Петербург).
Тулинцев Б. Страдающие ностальгией. – Московский наблюдатель, 1992, № 3
Горфункель Е. Сон Лопахина. – Московский наблюдатель, 1993, № 11–12
Краснов Д. Почерк Ивана Ивановича. – Московский наблюдатель, 1994, № 3–4
Ларин И. Не все еще умерли... – Страстной бульвар, 10 (информационный сборник СТД), 2000, № 1/31
Шендерова А. Фейерверк в Монплезире. – Театр, 2000, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»