ЛАНОВОЙ, ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ
ЛАНОВОЙ, ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ (р. 1934), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1985). Родился 16 января 1934 в Москве. В 1953 учился на факультете журналистики МГУ. По окончании в 1957 Театрального училища им. Б.В.Щукина был принят в Московский академический театр им. Евг.Вахтангова. Среди наиболее удачных театральных ролей – Калаф в спектакле Принцесса Турандот по сказке К.Гоцци (1963), Цезарь Октавиан в спектакле Антоний и Клеопатра по трагедии У.Шекспира (1971), Казанова в спектакле Три возраста Казановы по пьесе М.Цветаевой (1984).
Порывистая, романтическая манера игры Ланового сделала его одним из самых популярных актеров советского кино, кумиром женской аудитории (роли Артура Грея в картине А.Птушко Алые паруса, 1961, или Командора в ленте Е.Хринюка Анна и Командор, 1974). Даже когда ему приходится играть отрицательные роли, они по большей части «не совсем» отрицательные. Старшеклассник Валентин Листовский из дебютной картины Аттестат зрелости (реж. Т.Лукашевич, 1954) лишь на время оторвался от коллектива, это юношеский негативизм, чрезмерное самолюбование – недаром герой является на школьный вечер в костюме лермонтовского Демона. Таким же колеблющимся на грани между злом и добром был и сыгранный актером Алексей Вронский в фильме Анна Каренина (реж. А.Зархи, 1967). Уже выбором этого актера был определен жанр картины: вместо экранизации философского романа Л.Н.Толстого предлагалась романтическая мелодрама, составляющие которой (обманутый муж, ребенок, рожденный от любовника, сведение счетов с жизнью) присутствовали в первоисточнике, но отнюдь не являлись в нем главным.
Зрители вряд ли почувствовали и «отрицательность» Анатоля Курагина в сделанной почти одновременно картине С.Бондарчука по роману Война и мир, другой экранизации толстовской прозы, малоудачной фантазии на философские темы. Внешне привлекателен и немецкий генерал Карл Вольф в телесериале Семнадцать мгновений весны (реж. Т.Лиознова, 1974), где неявно эстетизируется и фашистская форма, и выправка, и партийные приветствия, т.е. вся атрибутика, воспринимаемая вне исторического контекста. За исключением двух-трех заведомо отвратительных фигур (Борман, Мюллер и его подручные), чей облик сразу отталкивает, остальные, в том числе и персонаж Ланового, подтянуты, сдержанны, чуть загадочны. Мягкое обаяние актера, а равно и заслуженную к тому времени любовь зрителей использовали авторы и других картин, будто бы построенных на исторических фактах. В фильмах Шестое июля (реж. Ю.Карасик, 1968) и Бой на перекрестке (1982) актеру довелось играть Ф.Э.Дзержинского, а в ленте Солдаты свободы (реж. Ю.Озеров, 1976) будущего министра обороны генерала Гречко.
Высшая степень государственного признания – участие Ланового в официозных фильмах Великая Отечественная (Ленинская премия, 1980), совместном произведении СССР и США, где он читал дикторский текст, и Комсомол (1974), где, кроме его дикторского текста, использовались кадры из фильмов Павел Корчагин (1956) и Офицеры (реж. В.Роговой, 1971), в которых он снимался. Этапные для советского кинематографа, оба эти фильма выявили, как постепенно в общественном сознании менялось понимание революционных событий. В ленте Павел Корчагин, в соответствии с режиссерским замыслом А.Алова и В.Наумова, актер сыграл не просто главного героя, но романтику революции, ее чистое горение, истинную жертвенность, на которые начали вновь уповать в конце 1050-х годов, воспевая комиссаров и трубачей Гражданской войны (за участие в фильме актер был награжден Дипломом кинофестиваля в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957). В ленте Офицеры герой Ланового вместе с героем Г.Юматова воплощают не столько романтику эпохи, сколько романтику жанра, героической киноповести, начало которой отнесено к 1920-м годам, с перестрелками, погонями, неразделенной любовью и верной мужской дружбой (по итогам конкурса, проводимого журналом «Советский экран», Лановой был признан лучшим исполнителем мужской роли за 1971).
За участие в фильме Приступить к ликвидации (реж. Б.Григорьев, 1983) актер был удостоен премии МВД СССР, присуждаемой за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов внутренних дел (1984).
Актер остался востребованным и в эпоху прозябания отечественной кинематографии. В фильме Незримый путешественник (1998) он сыграл русского императора Александра I, в фильме Рыцарский роман (2000) византийского императора Алексея Комнина.
Евгений Перемышлев
В 2005–2010 актер сыграл главные роли в сериалах Брежнев, Офицеры, Одна любовь души моей, Дом на Озерной, Старики. В 2013 исполнил роль кардинала Ришелье в новой российской экранизации романа Александра Дюма Три мушкетера.
В.С.Лановой продолжает сотрудничество с Московским академическим театром им. Евг.Вахтангова. С 2003 года он играл Фредерика Леметра в постановке Фредерик или бульвар преступлений по Э.-Э.Шмитту. В текущем репертуаре театра актер исполняет роли Абеля Знорко в Посвящении Еве, Отца в Последних лунах, Пушкина в Пристани.
Погожева Л. Новое прочтение романа. – Искусство кино, 1957, № 2
Зубков Ю. Эстафета поколений. – Огонек, 1962, № 19
Соболев Р. В. Лановой. М., 1974
Войткевич Н.Р. Ступени творчества. Ставрополь, 1975
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»