КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.С.ПУШКИНА
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.С.ПУШКИНА, русский театр. Появление профессионального театра в Краснояске относится к пятидесятым годам 19 в. В основном это были заезжие профессиональные труппы, игравшие во временных помещениях. В 1873 было построено деревянное здание городского театра. В нем ставились любительские спектакли, он отдавался в аренду под маскарады, спектакли заезжих трупп. В 1874 антрепренер А.Н.Егоров попытался создать в Красноярске постоянный драматический театр. Группа артистов создала первое в Сибири актерское товарищество и успешно работала в Красноярске и Томске.
В 1895–1896 в Красноярском театре работала труппа С.В.Брагина. Были поставлены спектакли Без вины виноватые, Женитьба Белугина, Светит да не греет А.Н.Островского, Горе от ума А.С.Грибоедова, Власть тьмы Л.Н.Толстого, Смерть Пазухина М.Е.Салтыкова-Щедрина, Царская невеста Л.Мея, Гамлет, Отелло У.Шекспира, Разбойники Фр.Шиллера. В связи с прокладкой Сибирской магистрали в Красноярске стали чаще появляться тогдашние знаменитые актеры Г.Н.Федотова, братья Адельгейм с труппой (спектакли Король Лир, Гамлет, Шейлок по Веницианскому купцу Шекспира, Царь Эдип Софокла, Фауст И.В.Гете и др.), М.И.Писарев (Лес Островского, Коварство и любовь Шиллера и др.).
В 1898 деревянное здание театра сгорело, и лишь в 1902 на собранные общественостью деньги был построен Народный дом-театр, которому было присвоено имя А.С.Пушкина. В том же году на гастроли в Красноярск приехали актеры Московского Малого театра А.П.Щепкина, А.А.Яблочкина, А.А.Матвеева, М.П.Юдина, Н.М.Падарин, И.М.Худолеев, А.В. Веснин, М.Н.Загорянский и др. Они показали Бешеные деньги, Волки и овцы Островского, Цена жизни Вл.И.Немировича-Данченко, Родина Г.Зудермана. Осенью 1902 в Народном доме начала работать дарамтическая группа К.П.Красновой, положившая начало существованию в Красноярске постоянного театра им. А.С.Пушкина. В репертуаре театра были пьесы Островского Без вины виноватые и Гроза, С.Найденова Дети Ванюшина, Потонувший колокол Г.Гауптмана, Огни Ивановой ночи Зудермана. Красноярский театр одним из первых в России показал спектакль Мещане М.Горького (1903). До 1917, после ухода Красновой и сменившего ее М.И.Каширина, в репертуаре театра были преимущественно оперетты.
После 1917 театру присвоили звание Первого Красноярского советского театра. Своими постановками артисты театра откликались на происходящее в России – На дне, Последние Горького, Не было гроша, да вдруг алтын, Василиса Мелентьева Островского, Гибель «Надежды» Гауптмана и др. Оперная секция театра давала оперы П.И.Чайковского Евгений Онегин и Пиковая дама. В 1926 при театре была открыта театральная студия, выпускниками которой были А.Е.Сергеев, И.Г.Колофидин, П.О.Герага, В.И.Викторов. В 1935, в связи с созданием Красноярского края, театр в Красноярске был переименован в Краевой драматический театр им. А.С.Пушкина. Этапными спектаклями в развитии театра за пять предвоенных лет стали Аристократы Н.Погодина, Платон Кречет А.Корнейчука, Враги (сезон 1935–1936), Васса Железнова Горького и Борис Годунов А.Пушкина (сезон 1936–1937), Любовь Яровая К.Тренева (сезон 1937–1938), Фельдмаршал Кутузов Вл.Соловьева (сезон 1940–1941).
В годы Великой Отечественной войны театр ставил произведения советской драматургии того периода: Русские люди К.Симонова, Фронт Корнейчука, Нашествие Л.Леонова. Впервые были осуществлены постановки спектаклей для детей Умные вещи С.Маршака и Хрустальный башмачок Т.Габбе. Основную часть спектаклей 1940-х годов ставил на сцене Красноярского театра режиссер А.Я.Волгин, оформлял постановки художник К.Г.Волков. В послевоенные годы театр возвращается к пьесам классического репертуара – Чудаки Горького, Отелло Шекспира, Анна Каренина по роману Толстого, Слуга двух господ К.Гольдони, Отверженые по роману В.Гюго. В театре играли артисты Н.В.Дубинский, В.И.Неклюдов, Н.З.Прозоров, А.И.Сиротина, И.Н.Овчинникова, Н.С.Чекмарев, Ю.Н.Соколик, Г.Г.Адельгейм. 1950-е годы были отмечены в театре имени Пушкина постановкой ряда крупных спектаклей – Последние Горького, Вишневый сад А.П.Чехова, Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому, Персональное дело А.П.Штейна, В добрый час В.С.Розова. Эти спектакли отличались проявлением новых качеств в работе всего коллектива. В эти годы режиссерами в театре работали Л.В.Лукер, А.А.Резинин; главным режиссером был А.П.Дунаев. В 1956 театр приезжал на гастроли в Москву (спектакли Преступление и наказание, Сын Рыбакова, В добрый час, Хребты Саянские, Медвежий лог.
В 1960-е годы, при главном режиссере С.Казимировском, ленинградские, киевские, черниговские гастроли помогли театру «сделать имя» на театральном пространстве страны. В репертуаре появились Гамлет Шекспира, Маскарад М.Ю.Лермонтова, Ленинградский проспект И.Штока. Следующим главным режиссером был Е.Гельфанд, который за годы работы в театре поставил спектакли самых разных жанров: На диком бреге Б.Полевого, Между ливнями Штейна, Петровку, 38 Ю.Семенова, Легенду о Паганини В.Балашова, Марию Стюарт Шиллера, Тяжкое обвинение Л.Шейнина. Театр 1970-х годов связан с именами режиссеров Г.Меньшенина, В.Буханина, В.Радуна. С 1977 в театре работал главным художником А.Баженов. Долгие годы безусловным лидером театра был Н.И.Басин, он не только формировал репертуар, собирал труппу, но следил за раскрытием творческой индивидуальности каждого из своих актеров. 97 Н.Г.Кулиша в Ленинграде на III Всероссийском фестивале национальной драматургии и театрального искусства получил первое место и Диплом 1-й степени.
В 1980-х годах в театр пришел Л.С.Белявский. Этот период прозрения, переоценки ценностей был ярко отражен в спектаклях Театр времен Нерона и Сенеки Э.Радзинского, Не убий В.Астафьева, Кабанчик Розова, Зинуля А.Гельмана. В 1990 театр возглавил художественный руководитель И.Бейлин. В 1990-х годах наиболее значительными работами театра стали спектакли Последний срок по В.Распутина, Поминальная молитва Г.Горина по Шолом-Алейхему, Мера за меру Шекспира, Императорский театр Б.Шоу, Отец А.Стриндберга, Семейный портрет с посторонним С.Лобозерова, Санта-Крус М.Фриша, Капитанская дочка по повести А.С.Пушкина. В театре работали режиссеры Белявский, А.Максимов. С 1998 главный режиссер театра Бельский, поставивший емкие, цельные спектакли Калигула А.Камю, Коллекция Х.Пинтера, Горячее сердце Островского. В 2000 Красноярский театр отметил свое 125-летие.
См. также ТЕАТР.
Лифшиц Л. Театр в Красноярске. Красноярск, 1957
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»