КЕОСАЯН, ЭДМОНД ГАРЕГИНОВИЧ
КЕОСАЯН, ЭДМОНД ГАРЕГИНОВИЧ (1936–1994), русский и армянский кинорежиссер. Родился 9 октября 1936 в Ленинакане. Учился в Московском экономическом институте (1954–1956), Ереванском театральном институте (1956–1958). В 1964 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е.Дзигана). В режиссуре дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на международных кинофестивалях (Лестница, Главный приз Международного кинофестиваля в Монтекарло, 1962; Три часа дороги, приз МКФ в Канне, 1963). В 1965 экранизировал пьесу А.Софронова Стряпуха, открыв этой «колхозной мелодрамой» для широкого зрителя такие актерские имена, как С.Светличная и В.Высоцкий.
В 1966 Кеосаян сделал вторую в истории советского кино экранизацию повести П.Бляхина Красные дьяволята (первая – 1923, реж. И.Перестиани), персонажи которой – четверка юных бойцов Первой конной армии Буденного – стали культовыми героями для нескольких поколений кинозрителей. Популярность героев фильма, основанная на уверенной, изобретательной режиссуре, дала возможность продолжить их приключения в двух новых фильмах (Новые приключения неуловимых, Корона Российской империи). Несмотря на то, что режиссер не чурался копировать сюжетные ходы, а иногда и целые эпизоды голливудских вестернов, его картины и их герои стали характерным продуктом советской массовой культуры. Немаловажно, что популярность приобрели не только положительные персонажи, но и герои отрицательного плана, сыгранные Е.Копеляном, А.Джигарханяном, С.Крамаровым, а также песни на музыку Я.Френкеля (Погоня, Русское поле).
В 1970-х годах, работая на «Арменфильме», Кеосаян обратился к национальной тематике. Наиболее известным фильмом этого периода стала психологическая драма Когда наступает сентябрь (приз МКФ в Каире, 1975), где режиссерский замысел – вызвать сочувствие и симпатию к человеку «на закате жизни» – был воплощен талантливым актерским ансамблем во главе с А.Джигарханяном. Темой исторической кинодилогии Звезда надежды стала борьба армян под предводительством Мхитара Спарапета с турецкими завоевателями.
С 1982 Кеосаян вновь работал на «Мосфильме». Им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления Где-то плачет иволга, драма о жертвах сталинских репрессий Вознесение. Несмотря на расхожее представление о Кеосаяне как о «режиссере одного фильма» («одного цикла»), он сумел показать себя незаурядным мастером в работе с драматургическим материалом, хорошо понимавшим специфику киноязыка, внесшим известный вклад в национальный армянский кинематограф; был соавтором сценариев многих своих фильмов.
Умер Кеосаян в Москве 21 апреля 1994.
Смоляницкий С. Продолжение следует... – Искусство кино, 1969, № 1
Кеосаян Э. Защищая романтику. – Советский экран, 1970, № 14
Фаткулина Д. Великолепнеая четверка. – Премьер, 1997, май-июнь
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»