ТУНИС
ТУНИС, Тунисская Республика. Самое маленькое по площади арабское государство Северной Африки. На севере и востоке омывается Средиземным морем, на юго-востоке граничит с Ливией, а на западе – с Алжиром. Треть территории приходится на пустыню Сахара. Расположенный на полпути от Гибралтарского пролива до Суэцкого канала и всего в 139 км от Сицилии (считая от мыса Эт-Тиб), Тунис является самой северной страной в Африке и частью естественной границы между Западным и Восточным Средиземноморьем. В древности он был центром карфагенской державы, а затем стал сердцем римской провинции Африка. В Средние века именно отсюда арабское влияние и ислам распространялись на юг, запад и север. В 16 в. Тунис попал под власть Турции, а в конце 19 в. стал протекторатом Франции. В 1956 была провозглашена независимость страны, а в 1957 Тунис стал республикой.
Рельф местности.
Северное побережье Туниса занято узкой низменностью, окружающей озеро Бизерта с одноименным портом. Южнее простирается несколько отрогов Атласа с плодородными долинами. Эти горы со средними высотами 900–1200 м над у.м. располагаются в направлении с юго-запада на северо-восток и понижаются по мере приближения к берегу. Между хребтами Крумирия и Могодс протекает река Меджерда, впадающая в Тунисский залив. Достигая моря, горы образуют полуострова, разделенные заливами. Самый крупный из полуостровов заканчивается мысом Эт-Тиб, ограничивающим с юга Тунисский залив, который представляет собой удобную естественную гавань. Высочайшая точка Тунисского Атласа – гора Шамби, расположенная неподалеку от перевала Кассерин в западной части Тунисского хребта.
К югу от Атласа рельеф Туниса представляет собой плато, постепенно понижающееся от отметки примерно 600 м над у.м. у границы с Алжиром до равнины Сахель в центральной части страны. В этом бассейне находится несколько бессточных солончаковых впадин (шоттов), из которых самая обширная – Джерид, а самая глубокая – Эль-Гарса (23 м ниже у.м.). К югу рельеф снова повышается, достигая отметки более 300 м над у.м. рядом с ливийской границей.
Восточное побережье Туниса к югу от мыса Эт-Тиб в основном низменное и песчаное, с двумя обширными заливами – Хаммамет и Габес. Неподалеку от берега находятся несколько крупных островов, в том числе Джерба и архипелаг Керкенна.
Климат.
На севере Туниса климат средиземноморский, с мягкой дождливой зимой и жарким сухим летом. В городе Тунис выпадает 430 мм осадков в год, главным образом с октября по апрель, а среднемесячные температуры составляют от 9° С в январе до 21° С в августе. В горах Атласа прохладнее, годовая норма осадков варьирует от 750 до 1250 мм.
Обширная равнина в центральной части страны Сахель находится в зоне аридного степного климата. Годовая норма осадков снижается от 360 мм на севере равнины до 200 мм на юге, но этого количества осадков хватает для роста злаков и кустарников, которые служат кормом овцам и козам, разводимым кочевыми племенами. Местами встречаются участки высокотравной степи. Среднемесячные температуры составляют здесь от 10° С зимой до 27° С летом.
К югу от шотта Джерид и залива Габес годовая норма осадков падает до 75 мм, и преобладают пустынные климатические условия. Редкие ливни позволяют развиваться эфемерным злакам и кустарникам, которыми кормятся стада кочевников. Среднемесячные температуры составляют около 10° С зимой и более 32° С летом, хотя днем воздух может прогреваться до 49° С.
Растительный и животный мир.
Благодаря достаточному количеству осадков горы на севере Туниса покрыты хорошо развитым вечнозеленым лесом с преобладанием пробкового дуба. Южнее встречаются оливковые рощи, а на центральном плато в условиях полупустынного климата господствуют злаки, главным образом альфа. На юге страны среди пустыни встречаются оазисы и орошаемые плантации финиковых пальм. На северо-востоке, в том числе на мысе Эт-Тиб, выращивают апельсины и другие цитрусовые, а южнее, на равнине Сахель, в основном оливки. В целом с севера на юг с уменьшением количества осадков наблюдается смена выращиваемых сельскохозяйственных культур: виноград, маслины, финиковые пальмы. В лесах много шакалов, кабанов и газелей; в горах встречаются дикие бараны. В сахарской части страны обычны рогатые гадюки и скорпионы.
НАСЕЛЕНИЕ
В 2003 в Тунисе проживало 9,92 млн. человек. К 2010 население увеличилось до 10 млн. 589 тыс. человек. Темпы прироста населения – ок. 1,09%. Относительно низкий прирост населения объясняется успешным проведением в стране программы планирования семьи и не менее успешными мерами правительства по повышению статуса женщин. Еще одной причиной уменьшения демографического роста является эмиграция тунисцев на работу за границу. В Тунисе один из самых высоких в Африке показателей продолжительности жизни – 74,17 года для мужчин, и 77,94 для женщин. Коэффициент рождаемости составляет 15,31 на 1000 жителей, а коэффициент смерности – 5,24 смертей на 1000 жителей (2010).
Практически все тунисцы – мусульмане, причем почти исключительно сунниты маликитского толка. На острове Джерба действует секта ибадитов. После обретения страной независимости заметно сократилась численность христиан и иудеев. Так, с 1956 по начало 1990-х годов численность немусульман уменьшилась с более 300 тыс. до менее 50 тыс. человек.
Население Туниса сформировалось на основе берберской культуры, свой вклад в его формирование внесли также финикийцы и карфагеняне. С 7 в. на территорию страны стали переселяться арабы, оказавшие всестороннее влияние на развитие местного общества. Большинство тунисцев считают себя арабами, а арабский – официальный и наиболее распространенный в стране язык. До сих пор сохраняются небольшие группы бербероязычного населения, которые проживают на о-ве Джерба и в области Матмата. Французский язык широко используется в деловой жизни, но в последнее время начинает уступать место арабскому языку.
Около 61% населения проживает в городах, расположенных главным образом вдоль побережья страны. Население сосредоточено также в горных районах севера, а также в равнинной части страны и на юге. Столица, основной морской порт и главный промышленный центр – Тунис (674, 1 тыс. человек, 1994). Другие крупные города: Сфакс (230,9 тыс.), Бизерта (98,9 тыс.) и Сус (125 тыс.). Старинная арабская столица Кайруан (102,6 тыс.) считается священным городом.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
С 25 июля 1957 Тунис является республикой. В стране действует конституция, принятая 1 июня 1959, с последующими поправками и изменениями (последние из них были внесены в 1994).
Тунис – президентская республика. Глава государства – президент, избираемый на пятилетний срок всеобщим голосованием. Он не только является носителем исполнительной власти, но и обладает чрезвычайно широкими полномочиями, приоритетом по отношению к Национальному собранию и реальным главенством в различных областях государственной жизни. По конституции, президентом может быть наследственный гражданин Туниса в возрасте не моложе 40 лет, мусульманин по вероисповеданию. Глава государства независим от парламента и не несет ответственности перед ним. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны и хранителем конституции, представляет Тунис во внешних делах, аккредитует послов, обнародует законы, созывает сессии Национального собрания, назначает судей и т.д. Фактически он разделяет законодательную власть с парламентом, пользуется правом законодательной инициативы и может издавать законы по уполномочию. Глава государства может наложить «вето» на парламентский закон, чтобы преодолеть его, депутатам необходимо собрать большинство в две трети голосов.
В сфере исполнительной власти президент обеспечивает проведение в жизнь законов и следит за их исполнением, определяет общую политику правительства и основные направления деятельности государственной администрации, осуществляет управление государством, организуя административный аппарат и назначая государственных служащих на гражданские и военные посты.
Законодательная власть в Тунисе принадлежит однопалатному Национальному собранию (Меджлис аль-умма). Оно избирается одновременно с президентом сроком на пять лет путем всеобщих выборов. Парламент обсуждает и принимает законы, а также утверждает законы, изданные по его уполномочию президентом республики. Национальное собрание рассматривает и принимает государственный бюджет, ратифицирует международные договоры, обсуждает вопросы войны и мира. Но оно лишено возможности контролировать деятельность правительства, которое ответственно только перед президентом.
В Национальном собрании, избранном в 1999, насчитываются 182 депутата. 148 парламентариев избираются в округах большинством голосов избирателей; 34 места зарезервированы за оппозиционными партиями.
Непосредственное управление государством президент осуществляет через правительство, которое состоит из премьер-министра и министров, ведающих отдельными отраслями управления.
Согласно новой конституции Туниса, одобренной в январе 2014, президент более не имеет абсолютных полномочий, а исполнительная власть в стране распределяется между ним и премьер-министром.
Местные органы власти.
В административном отношении Тунис делится на 18 вилайетов во главе с губернаторами; вилайеты подразделяются на округа, а те – на секторы. Города и некоторые крупные сельские поселения выделяются в коммуны с муниципальным устройством. Губернаторы вилайетов назначаются президентом республики и ответственны перед правительством. В коммунах с муниципальным устройством вопросы местного бюджета, благоустройства, торговли и хозяйства решают муниципальные советы, выбирающие мэра. Советы избираются сроком на пять лет общим голосованием. С 1995 оппозиционные партии имеют представительство в муниципальных советах.
Судебная система.
В Тунисе существует единая система национального светского суда. Согласно конституции, судебная власть независима. Назначение судей производится президентом республики по предложению Высшего совета магистратуры.
Низшее звено судебной системы – кантональные суды, которые рассматривают дела и выносят решения по искам на небольшую сумму. В большинстве вилайетских центров имеются суды первой инстанции, делящиеся на палаты. Они выносят решения по делам, связанным с более крупными исками, и рассматривают обжалования решений кантональных судов. При судах первой инстанции действуют прокуроры республики. Следующая инстанция – апелляционные суды в Тунисе,Сфаксе и Сусе. Центральные судебные органы страны – Кассационный суд и Генеральная прокуратура республики. Особое место занимают Верховный суд, собирающийся в случае государственной измены со стороны какого-либо члена правительства, Суд государственной безопасности и Военный суд.
Политические партии.
С конца 1950-х – начала 1960-х годов в Тунисе существовала однопартийная система. Правящей и единственной легальной в стране была Социалистическая дустуровская партия (СДП).
СДП была основана в 1934 в результате раскола созданной в 1920 Дустуровской (Либерально-конституционной) партии. До 1964 партия называлась «Новый Дустур». Ее сторонники выступили за массовое движение с целью проведения социальных и политических реформ, а затем – и достижение независимости страны. Партия возглавила борьбу за независимость, в 1956 выиграла всеобщие выборы, а после образования суверенного Тунисского государства стала правящей. Ее лидер Хабиб Бургиба занял пост президента Тунисской республики.
Идеологией СДП был провозглашен «дустуровский социализм». В его основе лежали положения о национальном единстве, отсутствии в Тунисе классовых противоречий и классовой борьбы, гармонии и сотрудничестве всех социальных групп во имя всеобщего блага и постепенном достижении социализма как конечной цели. Она поддерживала тесные связи с Социалистическим Интернационалом. В области экономики СДП выступала за сосуществование государственного, кооперативного и частного секторов, хотя после 1969 приоритет отдавался развитию частного сектора. Партия контролировала фактически весь государственный аппарат на всех уровнях, руководила деятельностью Всеобщего тунисского объединения труда, крестьянских, молодежных и женских организаций. В 1988 СДП была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО).
В 1981 съезд СДП принял решение о «допустимости и возможности существования в стране различных политических и социальных организаций». До 1983 политические группировки могли быть зарегистрированы как партии при условии получения ими не менее 5% голосов на выборах. С 1980-х возобновилась легальная деятельность оппозиционных партий. Но фактически ДКО сохраняет почти монопольное положение в государстве, пользуясь всеми преимуществами. На последних парламентских выборах в октябре 1999 его кандидаты собрали 91,6% голосов и завоевали все места в Национальном собрании, за исключением тех, которые были зарезервированы за оппозицией.
Движение демократов-социалистов (ДДС) возникло в 1977–1978 на базе «либеральной оппозиции», исключенной в 1974 из СДП.Возглавил ее Ахмед Мстири. Партия провозглашает борьбу за демократические свободы, многопартийную систему и «либерализацию экономики». В 1983 ДДС было официально зарегистрировано. На парламентских выборах 1999 оно получило 13 из 34 мест, отведенных для оппозиции.
Партия народного единства (ПНЕ) была создана как Движение народного единства (ДНЕ) лидером левого крыла СДП Ахмедом бен Салахом, который в 1969 был смещен со всех постов, арестован, но в 1973 сумел бежать из тюрьмы за границу. ДНЕ действовало в эмиграции и в подполье внутри страны и подвергалось репрессиям. Оно требовало демократизации страны и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований. В 1983 одна из фракций движения была легализована в Тунисе под названием ПНЕ. Новая партия считает себя социалистической и заявила о стремлении выражать интересы рабочих и крестьян. Она выдвинула лозунг участия трудящихся в определении социально-экономической политики. ПНЕ выступает за укрепление связи с арабскими и мусульманскими странами. На президентских выборах 1999 лидер ПНЕ Мохамед Бельхадж Амор получил 0,3% голосов, а на парламентских выборах партия завоевала 7 из 34 мест, выделенных для оппозиции.
Юнионистский демократический союз (ЮДС) – арабско-националистическая партия, легализованная в 1988. В 1999 кандидат союза в президенты Абдеррахман Тлили получил 0,2% голосов. В Национальном собрании ЮДС имеет 7 из 34 мест для оппозиции.
Движение обновления (ДО) – создано в апреле 1993 на базе Тунисской коммунистической партии (ТКП). Партия коммунистов, образованная в 1939, до 1943, в 1952–1954 и 1963–1981 действовала в подполье. В октябре 1992 ТКП отказалась от марксизма-ленинизма и в настоящее время рассматривает себя как партия либерального толка. На выборах 1999 получила в Национальном собрании 5 из 34 мест, отведенных для оппозиции.
Социально-либеральная партия (СЛП) – либеральная политическая организация. В 1999 получила 2 из 34 мест для оппозиции.
Помимо указанных, в стране имеется ряд других мелких партий. Нелегально действуют и подвергаются преследованиям исламисты из Партии возрождения («Ан-Нахда») и коммунисты (Тунисская рабочая коммунистическая партия).
ЭКОНОМИКА
Когда в 1956 Тунис получил независимость, он являлся аграрной страной. С тех пор значительно расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но далеко не преобладающим сектором экономики.
Внутренний валовый продукт (ВВП) Туниса в 2002 составил 67,13 млрд. долл. США. В последние годы неуклонно увеличивался доход на душу населения, с 1956 по 1997 он вырос с 300 до 2034 долл., а в 2002 составил 6800 долл. на душу населения.
Развитие экономики в независимом Тунисе шло относительно быстрыми темпами, но, как выяснилось, не всегда в верном направлении. Это стало проявляться на протяжении 1970-х годов, но особенно очевидным стало в 1980-е годы, когда одновременно с жесточайшей засухой, поразившей сельское хозяйство, сократился объем экспорта нефти. Внезапное падение мировых цен на нефть вызвало в 1986 кризис платежей, что побудило правительство Туниса обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду (МВФ). Последствия кризиса были сглажены в 1987, когда были повышены мировые цены на нефть, а частые осадки позволили собрать хороший урожай. Тем не менее в результате негативного воздействия военных действий в зоне Персидского залива на развитие экспорта и туризма в 1991 правительство Туниса было вынуждено прибегнуть к жесткой экономии государственных средств. Страна быстро оправилась от последствий войны, и в 1992 ВВП увеличился на 8,6%. В июле 1995 между Тунисом и Европейским союзом было достигнуто соглашение о либерализации торговли.
Трудовые ресурсы.
В 1994 в экономике Туниса было занято 2,8 млн. человек, ок. 77% из них мужчины. Приблизительно 22% трудовых ресурсов было сосредоточено в сельском хозяйстве, 20% – в обрабатывающей промышленности, 29% – в сфере услуг, 14% – в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе и 13% – в сфере строительства. Рост безработицы в 1993 вынудил многих тунисцев искать работу за пределами родины. Многочисленность тунисской диаспоры свидетельствует о неблагоприятной ситуации в области занятости, но в то же время денежные переводы из-за границы составляют важный источник накоплений иностранной валюты. В последнее время правительство поощряло отъезд тунисцев на заработки в Саудовскую Аравию, что было вызвано оттоком рабочей силы из таких стран, как Франция и Ливия.
Энергетика.
В 1994 источником приблизительно 54% потребляемой в стране энергии служила сырая нефть. В сельских районах важным энергоносителем служит древесина, на долю которой в 1985 пришлось 14% потребленной в стране энергии. Несмотря на то, что производство сырой нефти превышает внутренние потребности страны, Тунис вынужден импортировать некоторую часть нефти. Кроме того, поскольку развитие мощностей национальных нефтеперерабатывающих предприятий не соответствует потребностям страны, Тунис вынужден закупать за рубежом свыше 50% потребляемых нефтепродуктов. В 1994 в стране было выработано около 6 млрд. кВт/ч, приблизительно в четыре раза больше по сравнению с 1975.
Транспорт.
На момент достижения в 1956 независимости Тунис располагал системой транспортных коммуникаций; за прошедшие годы она значительно расширилась и улучшилась. Главные города соединены железнодорожным сообщением и автодорогами с твердым покрытием, железнодорожной колеей с побережьем связан ряд внутренних районов, где производится добыча фосфоритов. Страна располагает четырьмя коммерческими морскими портами: Тунис-Ла Гулетт (Тунис-Хальк аль-Уэд), Бизерта, Сус, Сфакс и Габес. Имеется также нефтяной терминал в Схире на побережье залива Габес, который связан с внутренними районами нефтедобычи нефтепроводами.
Тунис связан с Алжиром железной дорогой и шоссе, а с Ливией, поскольку железнодорожный путь обрывается в Габесе, только автотрассой. К настоящему времени система железнодорожных путей модернизирована и расширена. Торговый флот Туниса относительно невелик, но он перевозит значительную часть экспортно-импортных грузов.
Пять крупных городов располагают собственными аэропортами: Аль-Увайна (Тунис-Картаж), Монастир, Джерба, Таузар и Табарка. Большинство международных авиарейсов обслуживается аэропортом Аль-Увайна вблизи столицы.
Сельское хозяйство.
Сельскохозяйственное производство – основа экономики страны, в нем занята почти четверть трудоспособного населения. Две трети территории Туниса предоставляют благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Страну можно разделить на пять сельскохозяйственных районов: плодородные горные долины севера, где выращивается пшеница; северо-восточные области, включая п-ов Эт-Тиб, специализирующиеся на производстве цитрусовых и винограда; северная часть центрального района, известная своими оливками; центральный район – центр овцеводства и оазисы засушливой южной части центральной области. Природно-климатические условия не гарантируют урожаи, и, поскольку орошаемых площадей немного, успех земледелия зависит от количества осадков, выпавших в тот или иной год.
Главные сельскохозяйственные культуры – пшеница, ячмень, кукуруза, овес и сорго. Объемы произведенной в Тунисе сельскохозяйственной продукции не покрывают нужды населения, поэтому страна вынуждена импортировать пшеницу и другие продовольственные культуры. Важное место занимает производство фруктов, которые составляют важную статью экспорта. На экспорт выращиваются оливки, апельсины, фиги, финики и виноград, Кроме того, в стране возделывают помидоры, картофель, дыни, зеленый перец-чили и другие виды перца, сахарную свеклу, абрикосы и миндаль. Важное место в животноводстве занимает выращивание овец, цыплят и коз, большое внимание уделяется также разведению крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов.
Правительство видит главную задачу в повышении уровня сельскохозяйственного производства. В 1969 оно отказалось от политики приватизации сельского хозяйства. Нынешняя политика в области сельского хозяйства направлена на достижение самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, что позволит сократить импортные закупки и создать здоровую сельскую экономику. Это, в свою очередь, уменьшит отток сельского населения в города. В настоящее время осуществляется программа повышения эффективности сельскохозяйственного производства путем расширения орошаемых площадей, что должно помочь сельскому хозяйству в борьбе с последствиями частых засух. В 1994 были орошены 385 тыс. гектаров. Почти все орошаемые земли находятся в северной части страны, главным образом в долине р. Меджерды вблизи Кайруана. Другой путь повышения уровня сельскохозяйственного производства – механизация и применение химических удобрений. Вместе с тем программы модернизации сельского хозяйства распространяются преимущественно на крупные хозяйства; что касается мелких крестьянских участков, то там по-прежнему используются методы традиционного ведения хозяйства.
Горнодобывающая промышленность.
Важнейшее минеральное сырье – нефть, хотя по ее запасам, которые в начале 1990-х годов были оценены в 263,9 млн. т, Тунис намного уступает соседним странам. Первые значительные месторождения нефти были обнаружены в 1964 в районе Бормы, вблизи южной границы с Алжиром. В начале 1980-х годов основными районами нефтедобычи служили месторождения в Борме, залежи нефти в Дулебе на севере центрального района и шельфовые районы залива Габеса вблизи Сфакса. В 1991 Тунис произвел 5,2 млн. т нефти. В районах мыса Эт-Тиб и Бормы осуществляется также добыча природного газа. Тунис – один из ведущих производителей фосфоритов, добыча которых ведется главным образом в центральных районах страны, прежде всего в районе Гафсы. В незначительных количествах в стране налажено также производство железной, свинцовой и цинковой руд, а также соли.
Обрабатывающая промышленность.
Наиболее развитыми являются текстильная и швейная промышленность. Большая часть текстильного производства идет на экспорт. Другие важные отрасли производства: нефтепереработка, металлургия, производство электрооборудования, машин и транспортных средств, химических товаров на основе фосфоритов, цемента, обуви, табачных изделий, бумаги и мебели. Предприятия расположены прежде всего в Тунисе, за ним идут Сус, Сфакс, Габес и Бизерта.
Туризм.
В период 1961–1972 каждый год доходы от иностранного туризма увеличивались на 30%. В последующие годы темпы его развития снизились, что объяснялось спадом мировой экономики и актами насилия и произвола в соседней Ливии. Тем не менее в 1985–1995 удалось сохранить уровень роста туристического обслуживания на отметке 6,5%. Значительное число туристов прибывает из Германии, Алжира, Ливии и Франции. Иностранных туристов привлекают такие центры, как Тунис, Сус, Хаммамет и Джерба. В 1996 Тунис посетили 3884 тыс. иностранных туристов, доход составил 1,358 млрд. долл.
Внешняя торговля.
Внешнеторговый баланс Туниса ежегодно сводится с дефицитом, так как стоимость импорта превышает экспортные поступления. Так, в 2002 импорт составил ок. 8,7 млрд. долл., в то время как экспорт принес лишь 6,8 млрд. долл. Основные статьи импорта – машины и оборудование, сырая и переработанная нефть, продовольственные товары, транспортные средства, древесина, а также хлопок-сырец и хлопчатобумажная пряжа. Экспортные поступления за 1995 в процентном отношении выглядели следующим образом: текстильные товары и кожа – 47,5%, химические и сопутствующие товары – 11,9%, машины и транспортное оборудование – 9,4%, сельскохозяйственные продукты и продовольственные товары – 8,7%, минеральное сырье, топливо и смазочные материалы – 8,5%.
Другие важные статьи экспорта – фосфориты и продукты их переработки, оливковое масло, вино, очищенный свинец, железо и сталь. Кроме того, важными источниками иностранной валюты являются туризм и денежные переводы тунисцев. Главные внешнеторговые партнеры: Франция, Италия и Германия. В 1995 на долю Европы пришлось 71,5% импорта и 79% экспорта Туниса.
Финансы и банковское дело.
Эмиссия денежной единицы страны, динара, осуществляется Центральным банком Туниса. В банковско-финансовой системе страны функционируют местные частные коммерческие банки и представительства французских и других европейских банков. Кроме того, имеются банки, финансирующие проекты экономического развития Туниса. Некоторые из таких банков находятся в совместной собственности Туниса и других стран, чаще всего Алжира, Саудовской Аравии и Кувейта.
Государственный бюджет.
Ежегодный текущий государственный бюджет Туниса имеет излишек, который образует бюджет развития. Вместе с тем оба бюджета, как правило, страдают дефицитом платежного баланса, значительная часть которого покрывается за счет иностранных займов. Главные источники государственных поступлений – пошлины (ок. 26% в 1995), налог с физических и юридических лиц (13%), налоги на торговлю и акцизы (20%), поступления в социальный фонд (15%), а также доход от деятельности государственного сектора, прежде всего предприятий нефтяной промышленности. Затратная часть бюджета состоит из расходов на образование (в 1995 ок. 18%), общественную безопасность и социальное обслуживание (16%), содержание жилого фонда (5%) и сельское хозяйство (8%). Бюджет страны в 2002 составил 5,2 млрд. долл. США. Внешний долг страны в 2010 составлял 18,76 млрд. долл.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Социальная структура.
Тунис создает впечатление хорошо структурированного общества с преобладанием среднего класса, большая часть крестьянского населения которого занята в натуральном секторе сельского хозяйства. Хотя по конституции 1959 ислам является государственной религией, религиозные соображения не оказывают влияния на государственную политику страны. Жесткий контроль правительства за экономической жизнью Туниса привел к ослаблению некогда всесильного профсоюзного центра страны, Всеобщего тунисского объединения труда (ВТОТ), в рядах которого в 1992 состояло ок. 330 тыс. человек.
Статус женщины в тунисском обществе значительно возрос с принятием в 1956 Кодекса личного статуса, в соответствии с которым в стране была запрещена полигамия, введена система разводов, при которой признавалось право каждой из сторон на бракоразводный процесс, а также установлен минимальный возраст женщин при вступлении в брак (17 лет). В 1956 женщины добились избирательных прав. В 1992 были обнародованы новые реформы, направленные на дальнейшее расширение прав женщин.
Культура.
Несмотря на то, что государственным языком признан арабский, в сфере образования, делопроизводстве и в интеллектуальной среде широко используется французский язык. В годы протектората французская культура оказала значительное влияние на тунисское общество. Заметное развитие в последний период французского господства и в период после получения независимости получила система образования. Благодаря щедрым государственным ассигнованиям образование является бесплатным. Кроме того, способные учащиеся могут рассчитывать на получение стипендии для продолжения обучения в высших учебных заведениях. В 1995 ок. 67% тунисцев старше 15 лет владели грамотой. В 1995–1996 численность учащихся начальных школ составила ок. 1,46 млн., а средних школ – 794 тыс. человек. В 1960 был создан главный университет страны – Тунисский университет, в середине 1980-х годов открылись еще два университета в аль-Монастире (район Суса) и в Сфаксе. В настоящее время Тунис располагает шестью университетами, в которых в 1994 обучались свыше 95 тыс. студентов. В то же время в стране не хватает рабочих мест для образованных молодых людей, что нашло свое отражение в высоком уровне безработицы – 13,4%. В последнее время большее внимание уделяется подготовке инженеров, квалифицированных рабочих, педагогов.
Большое распространение получила литература на арабском языке, имя национального поэта Туниса Абу аль-Касема аш-Шаби известно во всех уголках страны. Издаются несколько газет, из шести ежедневных газет четыре выходят на французском языке. Функционируют театры с репертуаром как на арабском, так и на французском языке. В Тунисе снимается немало фильмов, но лишь немногие из них добились успеха за рубежом. Регулярно проводится Карфагенский международный кинофестиваль.
ИСТОРИЯ
Человек обитал на территории современного Туниса со времен палеолита. Здесь обнаружены следы древнейших ашельской, мустьерской, атерийской и иберо-маврусийской культур, смена которых, как предполагается, определялась приходом новых народов и племен. В 8 тысячелетии до н.э. в Тунисе поселились белые люди средиземноморской расы (капсийская культура), переселившиеся, вероятно, из саванн доисторической Сахары – гипотетической прародины семито-хамитских народов. В 4 тысячелетии до н.э. здесь произошла неолитическая революция, распространились земледелие и животноводство, появились укрепленные поселки и выделилась племенная знать. В 12 веке до н.э. на территории Туниса обитали ливийцы. В последующие столетия на побережьи высаживаются греческие и финикийские мореплаватели. Старейшей финикийской колонией на территории Туниса считается Утика, основанная в 1101 до н.э.; за ней последовали Гиппон, Хадрумет, Лептис, нынешняя столица страны – город Тунис и другие. В 814 до н.э. беженцы из финикийского города Тира основали поселение Карт-Хадашт (Карфаген). Впоследствии Карфаген превратился в огромный город с населением более миллиона человек и центр огромной военной и торговой державы распространившейся на все побережье Северной Африки от Гибралтара до Киренаики, а также Большую часть Испании, Сардинии, Сицилии, Корсики и Балеарские острова. Корабли карфагенян господствовали в западной части Средиземного моря, заплывали далеко в Атлантический океан и в экваториальную Африку. Могущество древнего Карфагена было сломлено набиравшей силу Римской державой в ходе трех Пунических войн. В результате последней из них в 146 до н.э. Карфаген был взят римлянами и полностью разрушен, а территория современного Туниса включена в состав Римского государства. Позднее римляне восстановили Карфаген, и он стал процветающей столицей римской Африки.
В эпоху Римской державы земли Туниса были настоящей житницей империи: они давали более 60% потребляемого зерна. Расцвела римско-пуническая культура, которая сочетала как латинские, так и карфагенские элементы. В середине 1 в. н.э. здесь стало распространяться христианство, и римская Африка стала одним из основных христианских центров тогдашнего мира. Уроженцами провинции были видные богословы и мыслители Тертуллиан, Киприан и святой Августин. Однако к 3 веку хозяйство римского Туниса стало приходить в упадок; сказалось действие экологического кризиса, вызванного уничтожением лесов и нехваткой воды. Рост налогов и бедности вел к социальным потрясениям, волнениям, восстаниям и вторжениям соседних берберских племен. В 312 произошел раскол христианской церкви в Африке: из нее выделилось оппозиционное течение донатистов, получившее широкую народную поддержку. В этих условиях в Северной Африке высадилось германское племя вандалов. В 439 вандалы взяли Карфаген и превратили его в столицу собственного королевства. Власть королей вандалов, в свою очередь, оказалась непрочной. Усилился напор берберов, опиравшихся на поддержку донатистов. В 533–534 войска восточно-римского императора Юстиниана захватили территорию государства вандалов. Византийское правление продолжалось в Тунисе немногим более 100 лет. Господство восточно-христианской (православной) церкви вызвало недовольство как католиков, так и донатистов. В 646 византийский наместник провозгласил отделение Африки от Восточной Римской империи. Но уже с 647–649 Тунис стал объектом почти беспрерывных вторжений арабов. Борьба арабов, византийцев и берберов за Тунис сопровождалась жестокостями и окончательно завершилась победой арабских войск лишь в самом начале 8 века. Столицей мусульманского Туниса, вошедшего в состав Арабского халифата, стал в 670 город Кайруан.
Мусульманский Тунис.
Большинство жителей африканских провинций приняло ислам, и в Тунисе стала развиваться новая арабская культура. В политическом отношении страна до 800 оставалась частью Арабского халифата. Затем, при династии Аглабидов (800–909), фактически существовал самостоятельный тунисский эмират, правители которого совершали многочисленные набеги на Сицилию и континентальную Италию. В 909 Тунис был завоеван берберами, которые исповедовали ислам исмаилитского толка. Они положили начало шиитской династии Фатимидов. В последующие годы ей удалось овладеть Северной Африкой, Египтом, Сирией и Западной Аравией. Но в 973 Фатимиды перенесли свою резиденцию в Египет, а управление Тунисом передали местной династии наместников – Зиридов (972–1148). Это был период высокого расцвета мусульманской культуры Северной Африки. Однако в 1148 сторонники суннитского течения в исламе произвели переворот, жестоко расправились с шиитами, а правитель аль-Муизз из династии Зиридов провозгласил отделение от Фатимидов. В 1052–1057 направленные Фатимидами кочевые племена вновь завоевали Тунис. При этом страна была полностью опустошена и пришла в упадок, на десятилетия превратившись в огромное пустынное кладбище. Династия Зиридов закрепилась на побережье.
Разоренная страна стала объектом европейского завоевания. В 1135–1148 большую часть Туниса захватили норманны, правившие Сицилией. Норманнский король Рожер II (1130–1154) проводил политику веротерпимости, и при его дворе процветала арабская культура. Но его преемники развернули гонения на мусульман. Воспользовавшись недовольством мусульманского населения Северной Африки, армии религиозно-политического движения Альмохадов в 1159–1160 завладели Тунисом и присоединили его к Альмохадскому государству, центр которого находился в Марокко. В 1229 альмохадский наместник из рода Хафсидов провозгласил отделение страны от этой державы. Правитель из династии Хафсидов Аль-Мустансир (1249–1277) временно принял титул халифа. В 1270 он разгромил вторгшихся в Тунис крестоносцев во главе с французским королем Людовиком IX.
После смерти Аль-Мустансира Тунис погрузился в период кризиса, непрерывных междоусобиц и религиозного догматизма. В середине 14 в. страна дважды подвергалась марокканской оккупации. Она была разорена. Последние хафсидские султаны,опиравшиеся на христианскую гвардию не могли сохранить страну. Когда в 1534 турецкие войска Хайраддина Барбароссы захватили Тунис, султан призвал на помощь испанского короля Карла V. В 1535 испанцы взяли штурмом город Тунис, в результате чего погибло около трети его населения. Формально на троне были восстановлены Хафсиды, но по существу власть перешла к испанским оккупационным силам. В 1540–1550-х мусульманам удалось выбить их из южных и центральных районов страны, а в 1574 турки захватили Тунис и положили конец правлению Хафсидов. В 1587 Тунис был официально объявлен провинцией Османской империи.
Османское правление и тунисские беи.
Первоначально османский Тунис управлялся султанским наместником – пашой, который опирался на турецкие войска, янычар, возглавляемых командирами-деями, и местные военные формирования под командованием беев. В 1591 янычары совершили переворот и установили правительство в составе 40 деев, через три года замененное диктатурой одного дея. Турецкий паша сохранил за собой чисто представительские функции. Экономика страны в этот период начала постепенно возрождаться, не в последнюю очередь, благодаря переселению мусульман из Испании. С начала 17 в. должность беев стала наследственной и принадлежала роду Мурадидов. В 1640 беи фактически отстранили деев от власти. Наконец, в 1702 начальник кавалерии Ибрахим аш-Шериф сверг Мурадидов и объявил о том, что сосредоточивает в своих руках функции паши, дея и бея. Он был разгромлен и захвачен в плен правителями Алжира, но в 1705 новый начальник кавалерии Хусейн бен Али стал беем и основал фактически самостоятельную династию Хусейнидов, которая оставалась у власти до 1957. Формально признавая верховную власть османских султанов, новые беи проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, имели свой герб и флаг. В стране не было турецкой администрации и турецких войск. В 1735–1806 Тунис находился в вассальной зависимости от правителей Алжира, но это не было помехой для его развития. Беи поощряли торговлю, ремесла, мануфактурное производство и судоходство, вели морские войны с Венецией и Францией, отразили алжирское вторжение, а в 1811 подавили мятеж янычар и изгнали их из страны.
Положение изменилось после переворота 1814, приведшего к власти старшую ветвь Хусейнидов, опиравшейся на консервативное духовенство и отряды мамелюков. В стране начались религиозные распри, был восстановлен корпус янычар, введена система хозяйственных монополий, что нанесло существенный ущерб экономике. Около берегов Туниса курсировали французские и британские военные корабли. В1827 тунисский флот был уничтожен англо-франко-русской эскадрой в Наваринском сражении. Государство оказывалось во все большей зависимости от европейцев и было должно крупные суммы денег европейским купцам. В 1830 Франция навязала Тунису неравноправный договор, открывший страну для европейских торговцев.
В попытке добиться модернизации правители страны пошли на проведение некоторых реформ по египетскому образцу. Министр Шакер и бей Ахмед (1837–1855) организовали регулярную тунисскую армию по европейскому образцу, окончательно ликвидировав корпус янычар, сооружали казенные фабрики и заводы. Открылось военное училище, поощрялось изучение европейских языков и была разрешена деятельность христианских миссионеров. Последние открыли колледж, основали типографию и начали книгопечатание на арабском языке. В Тунисе селились итальянцы и другие иностранцы. В1838 стала издаваться первая газета (на итальянском языке). Однако в 1853 реформы были свернуты из-за растущей нехватки средств. Правительство прибегло к западным займам, и вскоре страна оказалась в полной финансовой зависимости от заграницы.
Либеральные просветители во главе с Хайраддином-пашой пытались добиться проведения политических преобразований. В 1857 тунисцам были предоставлены гарантии неприкосновенности чести, личности и имущества, равенство перед законом, свобода предпринимательства и торговли. В 1860 построена первая государственная типография и начат выпуск газеты на арабском языке. В 1861 в Тунисе была принята первая в арабском мире конституция. Правительство Хайраддина (1873–1877) проводило политику «просвещенного абсолютизма», поощряя образование, вводя твердые законы и распределяя пустующие земли среди крестьян. Но все это не могло финансовые проблемы. Уже в 1869 бей был вынужден признать за Международной финансовой комиссией полномочия управлять тунисскими финансами. В 1879–1880 годах между Италией и Францией развернулась дипломатическая борьба за Тунис. Хотя большинство иностранцев в Тунисе было итальянцами, перевес оказался на стороне Франции. В 1881 французские войска оккупировали страну. Последние очаги вооруженного сопротивления к концу 1882 были подавлены. В соответствии с соглашениями 1881 и 1883 годов между Францией и беем, над Тунисом устанавливался французский протекторат.
Период французского протектората.
Франция сохранила в Тунисе монархию во главе с беем и его правительством, но реальная власть перешла в руки французского генерального резидента и колониальных служб. Европейские фирмы и поселенцы заняли наиболее плодородные земли, установили контроль над банками, большинством промышленных и крупных торговых предприятий. Французские компании добывали в Тунисе свинец, фосфориты, железную руду, строили железные и шоссейные дороги, развивали связь и расширяли порты. Строились школы и лицеи, распространялись европейские знания. В то же время, положение основной массы населения – крестьян оставалось тяжелым. Недовольны были также интеллигенция и имущие слои: они добивались «Дустура», то есть восстановления конституции 1861. В 1907 арабские националисты создали партию «Молодой Тунис», которая возглавила национальное движение в 1909–1912. В конце 1911 – начале 1912 в Тунисе происходили столкновения демонстрантов с войсками и полицией. Французские власти ввели осадное положение, разгромили младотунисское движение и арестовали его лидеров. Восстание 1915–1916 годов в Южном Тунисе было подавлено.
В 1920 на основе младотунисских организаций возникла Либерально-конституционная партия «Дустур». Она потребовала восстановления конституции 1861, демократизации местного управления, легализации профсоюзов, уравнения арабов в правах с французами, внедрения выборных начал в политической жизни. В 1922 власти протектората согласились с созданием Большого совета, состоявшего из французской и тунисской секций, а также советов областей. Члены Большого совета частично назначались, а частью избирались путем двустепенных выборов и обсуждали бюджетные вопросы. В 1925–1926 последовала новая волна репрессий. Положение страны усугубилось в результате экономического кризиса начала 1930-х годов. В 1934 в партии «Дустур» произошел раскол. От организации, сохранившей верность прежнему руководству («Старого Дустура»), откололась группа «Действие», которая состояла из молодых и более радикальных членов во главе с Хабибом Бургибой. Она создала партию «Новый Дустур», стремившуюся к более активным и энергичным действиям в борьбе за социальные и политические реформы.
В 1931–1938 Тунис охватила волна крестьянских волнений, стачек и демонстраций. Власти протектората вынуждены были разрешить деятельность профсоюзов. В конце 1930-х репрессии возобновились. В январе 1938 в Бизерте была расстреляна рабочая демонстрация. После демонстрации в Тунисе и столкновений с полицией в апреле французские власти ввели осадное положение, произвели массовые аресты и запретили деятельность партии «Новый Дустур».
Администрация, связанная с режимом Виши во Франции, распустила Большой совет, отменила все гражданские и демократические свободы. В конце 1942 страну заняли итальянские и германские войска. Они освободили заключенных-националистов, включая Бургибу, однако тот отказался от сотрудничества с оккупантами. Бей Мухаммед аль-Монсеф и сформированное им правительство пыталось воспользоваться ситуацией для достижения независимости от Франции, но в мае 1943 итальянские и германские силы были изгнаны из Туниса и страна перешла под власть «Сражающейся Франции». Бея сместили и выслали из страны.
После Второй мировой войны в 1945 в Тунисе была восстановлена деятельность Большого совета, отменена предварительная цензура и проведены выборы в Учредительное собрание Франции. В 1947 был создан тунисский Совет министров. Вернувшийся в Тунис в 1949 Бургиба стал прилагать усилия для достижения компромисса с метрополией в рамках сохранения протектората. Он предложил передать тунисцам исполнительную власть и провести выборы в парламент, который затем выработает демократическую конституцию. В 1950 партия «Новый Дустур» вошла в тунисское правительство. Однако Франция отказалась идти на какие-либо дальнейшие уступки и категорически отвергла призывы к внутренней автономии. В знак протеста в декабре 1951, по инициативе обеих партий «Дустур», профсоюзов и коммунистов, была проведена трехдневная всеобщая забастовка. В ответ французские власти арестовали лидеров дустуровцев и коммунистов, а затем – и членов тунисского правительства. Национальное движение, уйдя в подполье, проводило непрерывные забастовки, демонстрации и другие выступления протеста. Затем стали создаваться партизанские отряды, которые объединились в Армию национального освобождения и повели вооруженную борьбу с французскими властями. Бей и другие национальные лидеры отказывались обсуждать новые французские предложения о проведении ограниченных реформ. Власти Франции вынуждены были уступить. Летом 1954 французский премьер-министр Пьер Мендес-Франс прибыл в Тунис и объявил о предоставлении стране внутренней автономии. Было сформировано новое правительство с участием дустуровцев, вооруженная борьба прекратилась и начались переговоры, завершившиеся подписанием в июне 1955 соглашения об автономии Туниса. За этим последовали создание национального правительства, легализация политических партий, профсоюзов и массовых организаций, отмена военного положения и амнистия всем политическим заключенным. В следующем году состоялись новые франко-тунисские переговоры, на которых была достигнута договоренность о провозглашении независимости страны. 20 марта 1956 Франция признала независимость Туниса. Главой государства стал бей Мухаммед Ламин.
Независимый Тунис.
На выборах в Национальное учредительное собрание полную победу одержала партия «Новый Дустур», и 14 апреля 1956 ее лидер Х.Бургиба возглавил правительство страны. Оно реорганизовало государственный и административный аппарат, реформировало местное самоуправление, создало армию, полицию и национальную гвардию, ввело светские суды и гражданские нормы семейных отношений, предоставило женщинам избирательные права. 25 июля 1957 Учредительное собрание провозгласило Тунис республикой. Ее президентом стал Хабиб Бургиба. 1 июля 1959 была принята республиканская конституция.
До 1962 тунисское правительство проводило политику «экономического либерализма»: оно поощряло национальное предпринимательство и стремилось добиться большей экономической независимости от Франции. Власти национализировали железные дороги, транспортные компании, предприятия по производству электроэнергии и газа, взяли под контроль французские компании в горнодобывающей отрасли. В сельском хозяйстве республика конфисковала земельную собственность бея и ограничила максимальную площадь земельных владений. Земли французских колонистов были выкуплены: часть из них распределена среди крестьян, другие перешли в собственность государства.
В центре конфликта с бывшей метрополией находился вопрос о пребывании французских войск в стране. Правительство Туниса требовало их вывести, Франция отказывалась это сделать. После того, как в 1958 французская авиация подвергла бомбардировке тунисскую деревню, власти Туниса обратились с жалобой в Совет Безопасности ООН и блокировали французские базы. В итоге было достигнуто соглашение об эвакуации всех французских баз, за исключением Бизерты. В 1961 вокруг Бизерты произошли вооруженные столкновения между французскими и тунисскими войсками. Наконец, в 1963 последние французские солдаты покинули страну.
Во внутренней политике партия «Новый Дустур» стремилась монопольно завладеть политической властью. В конце 1950-х ее руководство подавило внутрипартийную оппозицию, а также установила полный контроль над профсоюзами. Прекратила деятельность партия «Старый Дустур». В 1963 была запрещена Тунисская коммунистическая партия. В стране фактически установилась однопартийная система. В 1964 Бургиба был переизбран президентом без какой-либо оппозиции.
В 1962–1969 по инициативе министра Ахмеда бен Салаха в Тунисе проводились социально-экономические реформы в духе «дустуровского социализма». В 1964 «Новый Дустур» был переименован в Социалистическую дустуровскую партию (СДП). Ускоренным темпом сооружались новые промышленные предприятия, развивались металлургия, машиностроение, химическая и нефтедобывающая промышленность и электроника, велось энергичное жилищное строительство. Ведущую роль в промышленности играл государственный и «смешанный» сектор. Оставшиеся земли французских колонистов были конфискованы. Правительство приступило к кооперированию крестьянства. Однако жизненный уровень населения при этом практически не рос, а принудительные меры при создании кооперативов вызывали широкое недовольство, приводя иногда к насильственным столкновениям. Власти ограничили право на проведение забастовок и подавили протесты студентов в 1965–1968. Воспользовавшись растущим недовольством, президент Бургиба осенью 1969 сместил бен Салаха со всех правительственных постов. Позднее бывший министр был арестован (в 1973 бежал за границу и создал оппозиционное Движение народного единства), а большая часть его реформ – отменена. Кооперативы в сельском хозяйстве и торговле были распущены, многие промышленные предприятия – приватизированы. Активно осуществляло новую экономическую политику правительство во главе с премьер-министром Хеди Нуирой (1970–1980). Но эти меры привели к росту социальной напряженности, крупным забастовкам и студенческим волнениям начала 1970-х годов. Власти были вынуждены разморозить и поднять заработную плату, улучшить пенсионное обеспечение. В 1977 состоялись массовые протесты против повышения налогов; многие их участники были арестованы, а активисты подпольного Движения народного единства отданы под суд.
Во внешней политике Тунис проводил политику нейтралитета и неприсоединения, однако с 1960-х годов все больше ориентировался на страны Запада. В 1969 Тунис подписал соглашение с ЕЭС. Отношения республики с арабскими странами нередко были деятельностисложными. До 1961 Тунис не участвовал в работе Лиги арабских государств (ЛАГ) из-за разногласий с Египтом, которым правил президент Насер. Вернувшись в ЛАГ, Тунис призывал к умеренности и осторожности в вопросах арабского единства, а в 1965–1967 и 1968–1970 вновь бойкотировал эту организацию, призывая к мирному урегулированию палестинской проблемы и нахождению путей примирения с Израилем. В то же время, в 1970-х годах Тунис все более решительно стал поддерживать национальное движение палестинских арабов (в 1982–1993 в Тунисе размещалась штаб-квартира Организации освобождения Палестины). В 1979, после того, как Египет подписал мирный договор с Израилем, в Тунис из Каира была переведена штаб-квартира ЛАГ.
В 1974 Бургиба был вновь переизбран президентом, не встречая какой-либо оппозиции, а в 1975 его провозгласили пожизненным президентом. В начале 1980-х годов правительство приступило к осторожной демократизации. Так, в 1981 был снят запрет на деятельность Тунисской компартии, а оппозиционные кандидаты смогли принять участие в парламентских выборах. Все места по-прежнему достались правящей СДП, набравшей 94,8% голосов. Коммунисты получили 0,8%. Кандидаты, близкие к Движению демократов-социалистов (ДДС) и Партии народного единства (ПНЕ), собрали соответственно 3,3% и 0,8% голосов. В 1983 деятельность Движения демократических социалистов и Партии народного единства была официально разрешена. Легализовав умеренную оппозицию, власти надеялись тем самым ослабить растущую популярность исламских фундаменталистов, которых они продолжали преследовать. 50 ведущих деятелей Движения исламского течения были арестованы.
Падение мировых цен на нефть в начале 1980-х вызвало серьезные экономические трудности в Тунисе, рост безработицы и цен. Правительство Мухаммеда Мзали (1980–1986) отменило в 1984 государственные субсидии на основные продукты питания, что привело к массовым волнениям, забастовкам и демонстрациям протеста. Власти подавили их и произвели аресты профсоюзных лидеров. В 1986 правительство обвинило фундаменталистов в террористической деятельности и распорядилось арестовать ведущих активистов исламистского движения.
В октябре 1987 Бургиба назначил премьер-министром генерала Зин аль-Абидина Бен Али. Через месяц новый лидер произвел бескровный конституционный переворот. Он добился проведения медицинского обследования пожизненного президента, и врачи объявили главу государства неспособным исполнять обязанности в силу возраста (умер в 2000 в возрасте 97 лет). После этого Бен Али был объявлен президентом Туниса; новым премьер-министром он назначил Хеди Бакуша.
В 1988 президент преобразовал правящую СДП в Демократическое конституционное объединение (ДКО) и продолжил осуществление «дозируемой демократии». В 1989 Бен Али был переизбран президентом. На парламентских выборах кандидатам ДКО противостояла сильная оппозиция. Исламисты, организовавшись в Партию возрождения (Ан-Нахда), не получили права действовать легально, но сумели выдвинуть своих сторонников в качестве независимых и завоевать более 13% голосов. Около 4% проголосовавших избирателей поддержали ПНЕ. После выборов было сформировано новое правительство (премьер-министр Хамед Каруи). В мае 1991 произошли новые столкновения между исламскими студентами и полицией; 2 человека погибли. Власти объявили о раскрытии антиправительственного заговора исламистов, обвинив их в попытке организации государственного переворота и создания теократического государства. Были арестованы 300 членов Ан-Нахды, включая 100 сотрудников вооруженных сил.
Президент Бен Али стремился развивать отношения с арабскими странами. В 1989 Тунис выступил инициатором создания Союза арабского Магриба. В 1990–1991 он не поддержал военные действия против Ирака. В 1990 Тунис восстановил дипломатические отношения с Исламской Республикой Иран. С 1992 в стране стала осуществляться кампания по арабизации управления и хозяйственной сферы. Для вывесок, названия улиц и фирм должен был использоваться арабский язык.
В области экономики правительство страны проводило реформы в рамках плана «оздоровления», разработанного при участии Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Клерикальная оппозиция продолжало выступления против правящего режима. В начале 1992 она организовала столкновения своих сторонников с армией и полицией. Власти арестовали руководство Партии возрождения, а весной и летом 1992 прошли политические процессы, на которых обвиняемые получили суровые приговоры.
Перед всеобщими выборами 1994 тунисское руководство пошло на изменение избирательного закона. Отныне 144 депутата по-прежнему избирались на основе большинства поданных голосов, а 19 мест предоставлялись оппозиции, независимо от результатов голосования в округах. Эти 19 мандатов распределялись между легальными оппозиционными партиями, в соответствии с числом полученных ими голосов. Правящее ДКО, получив поддержку почти 98% проголосовавших избирателей, заняло все 144 места, определяемые «обычным» путем. Из оппозиционных партий ДДС получило 10 мест, Движение обновления (бывшие коммунисты) – 4, Юнионистско-демократический союз – 3 и ПНЕ – 2. Основной соперник Бен Али – правозащитник Монсеф Марзуки не был допущен до президентских выборов и Бен Али был избран главой государства на новый срок, набрав 99,9% голосов.
В конце 1990-х внутриполитическая ситуация в стране обострилась. Международные правозащитные круги критиковали отсутствие свободы высказывать свое мнение и наличие большого числа политзаключенных. На растущие протесты со стороны профсоюзов и правозащитников власти отвечали репрессиями. Они запретили также распространение иностранных газет, в которых сообщалось о пытках и избиениях на допросах в Тунисе. В июле 1999 все члены руководства Тунисской рабочей компартии были приговорены к многолетним срокам тюремного заключения.
На выборах в октябре 1999 власти допустили некоторое расширение представительства легальных оппозиционных партий (до 34 мест). Всего в них участвовали 7 партий и 10 независимых списков, и ДКО вновь завоевала все парламентские мандаты, кроме выделенных для оппозиции. На президентских выборах было впервые разрешено выдвинуть альтернативных кандидатов. Тем не менее, Бен Али был избран на новый срок, собрав 99,4% голосов. На долю кандидатов от ПНЕ и ЮДС достались 0,5%. Президент назначил новым премьер-министром Мухаммеда Ганнуши, бывшего министра по вопросам международного сотрудничества и иностранных инвестиций. В кабинет министров были включены 4 женщины. Бывший председатель оппозиционной Лиги по правам человека занял новый пост министра по правам человека и связи. В ноябре 1999 Бен-Али помиловал 3 тысячи заключенных, включая 600 членов Ан-Нахда и коммунистов.
21 век
Несмотря на протесты Франции, тунисское руководство ускорило кампанию по арабизации. С 11 января 2000 введен в действие декрет о полном переводе администрации на арабский язык.
В марте 2000 правительство объявило о предстоящем повышении цен на хлеб. После этого в городах юга страны вспыхнули протесты и демонстрации, переросшие в жестокие столкновения. За участие в них были арестованы 400 студентов.
В мае 2002 в стране был проведен референдум о продлении сроков президентства, что позволило Бен Али выставить свою кандидатуру на новых выборах в октябре 2004. Он набрал на них более 94% голосов.
В середине декабря 2010 в стране возобновились выступления недовольных политикой Бена Али граждан. Волнения начались после того, как 17 декабря некий мужчина покончил с собой из-за произвола властей. Вслед за этим в стране было совершено еще несколько самоубийств, и народ вышел на улицы.
Революция не была организована никакой конкретной политической силой или политической партией. Спонтанная вспышка гнева против массовой безработицы, коррупции правящей бюрократии и обнищания приняла политическую окраску с призывами демонстрантов положить конец власти коррумпированного клана президента над правительством, государственными институтами и экономикой. По сообщениям информационных агенств, выступления молодежи координировались через сети фейсбук и твиттер. Президент Зин аль-Абидин бен Али бежал из страны, первое время полномочия главы государства на себя принял премьер-министр Мохаммед Ганнучи. Впоследствии, в соответствии с основным законом Туниса, временным лидером государства был объявлен спикер парламента Фуэд Мебаза. Было создано временное правительство национального единства, во главе которого встал бывший премьер Мохаммед Ганнучи. Свержение президента не остановило протестного движения в стране. Граждане Туниса требуют отставки всех соратников Бен Али.
27 февраля 2011 Мухаммед Ганнучи объявил о своем уходе в отставку. В тот же день временный президент Фуэд Мебаза назачил Беджи Каида Себси премьер-министром. 85-летний Себси был министром иностранных дел с 1981 по 1986 и является сторонником первого президента Хабиба Бургибы. Это назначение разделило общество, т.к оно было осуществлено без предварительных консультаций с политическими движениями, входящими в коалицию, а также оппозицией. Антиправительственные митинги продолжаются, оппозиционеры считают, что главная цель – сформировать новое правительство, никак не связанное с прошлым режимом. Но многие оппозиционеры сочли это решение компромиссным и временным вариантом.
14 января 2011 Бен Али бежал в Саудовскую Аравию. 15 января Конституционный Совет лишил его должности президента. Вместе с ним бежали его ближайшие соратники, высокопоставленные чиновники. С момента бегства Военный трибунал несколько раз заочно приговаривал Бен Али и его сподвижников к тюремным срокам.
Хотя вначале не было ясности кто должен стать исполняющим обязанности президента до новых выборов, 15 января 2011 Конституционный Совет принял решение назначить Фуад Мебаза на эту должность. Он был председателем Палаты Представителей и согласно 57 статье тунисской Конституции, он и стал временным президентом.
23 октября 2011 в Тунисе прошли первые парламентские выборы в Национальный учредительный совет (НУС) после свержения Бен Али. За умеренную исламистскую партию «Ан-Нахда» ("Возрождение") проголосовали большинство избирателей (38.9%) во главе с ее лидером Рашидом Ганнуши, и таким образом она получила 89 мест из 217 в парламенте. Была создана правящая коалиция, в которую вошли партия «Ан-Нахда», Республиканский конгресс и «Ат-Такатуль» (Демократический блок за труд и свободу). Переходное правительство возглавил Хамади Джебали, представитель партии «Ан-Нахда». Временным президентом назначен Монсеф Марзуки, лидер Республиканского конгресса. Спикером Ассамблеи стал Мустафа бен Джафар, лидер третьей коалиционной партии «Ат-Такатуль». Основные задачи, которые стоят перед новым правительством – это восстановление экономики, создание новых рабочих мест и решение социальных вопросов.
В конце октября 2014 в Тунисе состоялись парламентские выборы. Победу на них одержала светская политическая партия «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса»). Ее лидер – 87-летний Бежи Каид Эссебси – один из главных претендентов на победу на выборах президентских. Его основной соперник – действующий президент Монсеф Марзуки.
Иванов Н.И., Ворончанина Н.И. Тунис. – В кн.: Новейшая история арабских стран Африки. 1917–1987. М., 1990
Тунисская республика. Справочник. М., 1993
Ответь на вопросы викторины «Государственные флаги»