ОХОТА НА ЛИСИЦУ
ОХОТА НА ЛИСИЦУ, спортивно-охотничье развлечение, заключающееся в погоне за лисицей либо верхом на лошади, либо пешком в сопровождении своры собак. В 2005 в Англии и Уэльсе прошел последний охотничий сезон –18 февраля охота на лис была официально запрещена, – тем самым прервалась древняя традиция лисьей охоты, которую многие склонны рассматривать как часть культурного наследия Великобритании.
Погоня за дикими животными с собаками была любимым развлечением человека с древнейших времен. Распространение цивилизации и сельского хозяйства привело к исчезновению крупной дичи; лисица же как дичь стала популярной уже в начале 14 в. в Англии, Франции и Италии. Хитрость, быстрота и выносливость лисицы, ее манера поведения во время преследования, делают ее идеальной дичью. Из различных видов лисицы обыкновенная или красная (рыжая), Vulpes fulva, и серая, Urocyon cinereoargenteus, чаще всего являются объектами охоты, поскольку они предпочитают обитать в сельской местности в непосредственной близости от человека. Красная лисица – наиболее подходящая дичь для охоты с собаками. Она бежит по более или менее прямой линии и не так склонна, как серая, забираться в нору или на дерево.
Из Англии страсть к конной охоте с собаками (парфорсной охоте) на лисицу распространилась на Францию, Германию, Италию, Австрию, Польшу. В России также были как частные охоты, так и Императорская охота (в Гатчине) и несколько обществ любителей верховой охоты в Петербурге и в Москве. Однако из-за суровых многоснежных зим этот вид охоты был не так широко распространен, как в Европе и США.
Охота на лисицу в Европе пострадала от тех потерь и разрушений, которые принесла с собой Вторая мировая война, хотя она и сохранилась в Англии, Ирландии, Италии, Франции, Испании, Бельгии и Дании в видоизмененных формах. Существует давно созданный охотничий район на юге Испании, который занимает территорию близ Гибралтара. Однако в перенаселенных европейских странах не хватает места для этого вида охоты, особенно там, где фермеры не заинтересованы в том, чтобы предоставлять для нее свои земли.
В Англии на лисицу охотятся только конные охотники-спортсмены. В течение веков одним из самых порицаемых среди охотников проступков считалось убийство лисицы, совершенное без участия собак. В очень раннем возрасте дети учились скакать на лошадях за собаками и обычно допускались к участию в охоте примерно в 14 лет; некоторые страстные поклонники этого вида развлечения продолжали в нем участвовать в весьма преклонном возрасте. Однако во время Второй мировой войны, когда домашняя птица стала дефицитной, а лисы быстро размножались, сложилось негласное мнение, что фермеры должны отстреливать их как вредителей.
Местностями большой охоты в Англии являлись графства Средней Англии, включая Лестершир, Уорикшир, Нортгемптоншир, Бедфордшир, Норфолк и части прилегающих к ним земель. Высокая стоимость этого вида охоты в Англии делала ее привилегией немногих.
В Ирландии, где охота – обычная сторона деревенской жизни, существует мало формальных правил, касающихся одежды охотников или вида преследуемого зверя. Ирландские каменные барьеры на полях способствовали выведению породы знаменитых ирландских скакунов, а сами ирландцы заслужили репутацию бесшабашных наездников. Рельеф сельской местности в Ирландии и малое количество проволочных изгородей создают условия для охоты, почти столь же благоприятные, как в графствах Средней Англии. Охота на лисицу в Англии и Ирландии начиналась в октябре и продолжалась до начала апреля. Ежегодные балы, проводимые охотничьими группами, были важным событием в общественной жизни и, кроме того, на них собирали деньги в качестве компенсации фермерам, которые требовали от охотников платы за домашнюю птицу, погубленную лисицами и за разрешение проводить охоту на принадлежащих им землях, свободных от посевов.
В Соединенные Штаты Америки первые поселенцы из Англии привезли с собой собак – английских фоксхаундов (в Мэриленд – уже в 1650). Поскольку расчистка земель от леса для сельского хозяйства делала доступной бóльшую часть территории страны, местный способ охоты на красную и серую лисиц, водившихся на восточном побережье страны, во многих отношениях стал походить на его английский вариант. Ради справедливости следует заметить, что эти собаки использовались также и для охоты на человека (индейцев и беглых рабов).
В США применяются три основных способа охоты на лисицу, различия между которыми определяются характером местности, климатом и индивидуальными склонностями. В Новой Англии, где местность часто бывает неровной, гористой и поросшей густым лесом, целью охоты также является отстрел лисицы охотником, расположившимся вблизи того места, где она, как ожидается, должна пробежать, в то время как ее гонят одна или две собаки.
Наиболее популярный вид охоты на лисицу, особенно в южных штатах, – охота на нее пешком ночью с несколькими собаками. Цель охоты состоит не в том, чтобы убить лисицу, а в том, чтобы определить, что возьмет верх в состязании между собаками и лисицей: быстрота, выносливость и чутье собак или быстрота, выносливость и хитрость лисицы. Характерный лай – очень важное качество хорошего ночного фоксхаунда (породы собак, идеально подходящей для охоты на лисицу), поскольку он – единственное средство, по которому охотники могут определять как развивается охота. Обычно небольшие группы охотников, каждый с несколькими собаками, собираются там, где, как известно, обитают лисицы; они отпускают собак с поводка и ждут, когда собаки найдут и погонят лисицу. При такой форме охоты собака полностью руководствуется своим чутьем, не получая посторонней помощи. Любители ночной охоты на лисицу вывели несколько пород американских фоксхаундов («тригг», «уолкер», «пенн-мэридел», «джулай» и «байуотер»), организовали местные и национальные ассоциации, проводят полевые испытания и выставки, ведут родословную книгу и издают несколько ежемесячных журналов, посвященных этому виду спорта. Подсчитано, что в США существует около 200 000 любителей ночной охоты на лисицу.
В США и Канаде также популярна конная охота на лисицу, при которой охотники верхом на лошадях следуют за собаками при поиске лисицы и погоне за ней. Главные различия между этим видом охоты в Европе и Америке заключаются в том, что в Европе в ней участвует более многочисленная группа охотников, охотники носят официальную одежду и собаки меньше лают, поскольку размеры охотничьих угодий невелики и за собаками легче проследить взглядом. К тому же, в Англии охота на лисицу чаще заканчивалась отстрелом зверя, чем в Америке. Конная охота на лисицу – единственный вид охоты на лисицу, который официально признается Американской ассоциацией мастеров фоксхаундов. Существует более сотни организованных охотничьих групп, признанных этой ассоциацией или зарегистрированных ею и ожидающих признания. Помимо этого существует еще много фермерских групп и охотничьих угодий, содержащихся для конной охоты, но не признанных Американской ассоциацией мастеров фоксхаундов.
Ведущая роль в охоте на лисицу возлагается на человека, который называется мастером фоксхаундов. Его главным помощником является егерь (часто егерь является профессионалом). Хороший егерь знает индивидуальные особенности и возможности каждой собаки и обычно может распознать голоса отдельных собак, когда они лают в лесистой местности. Два штатных помощника, называемых выжлятниками, которые могут быть как профессионалами, так и любителями, обязаны помогать егерю в управлении собаками в ходе дневной охоты. Их работа очень важна, и умелый выжлятник играет большую роль в том, чтобы у данной группы охотников был удачный сезон охоты. Некоторые егеря привозят собак на место охоты и увозят их обратно в моторизованном фургоне, однако большинство егерей предпочитают старый способ доставки собак пешком, сопровождая их на лошадях вместе с выжлятниками, если это позволяют сделать состояние дороги и интенсивность движения транспорта.
Собак на охоте считают парами, потому что это – самый быстрый и удобный способ пересчитать их в полевых условиях. Вся свора может содержать от 10 до 25 или более пар собак. Свора фоксхаундов должна хорошо соблюдать дорожную дисциплину. По команде егеря все собаки должны остановиться, образовав тесную группу, так что ни одна из них не выходит вперед.
Мастер фоксхаундов заранее планирует, по крайней мере в общих чертах, как надо охотиться на выбранном участке местности. Когда егерь приближается к норе, он дует в свой рог, издавая короткий, резкий звук и предупреждая таким образом лисицу о приближении собак, чтобы не застичь ее врасплох и дать ей шанс уйти. Тем временем один выжлятник продвигается вперед, занимая стратегическую позицию, с которой он может увидеть убегающую лисицу, но вдалеке от норы. Другой выжлятник может сопровождать егеря при движении по лесистой местности и помогать ему управляться с собаками. Группа охотников следует за мастером фоксхаундов на некотором расстоянии от норы, лучше с подветренной стороны, где они могут проследить за развитием «гона» по слуху и быть готовыми скакать в случае «взятия следа». Они держаться тесной группой, чтобы избежать «опережения» лисицы, т.е. чтобы не загнать ее обратно в нору, когда она из нее выскочит. Когда егерь приближается к норе, его собаки все еще составляют плотно сгруппированную свору; он машет им рукой и командует своре броситься врассыпную и затем приближаться к норе довольно широким фронтом. Миновав нору, собаки выстраиваются в линию впереди егеря. Мастер фоксхаундов и группа охотников скачут рядом на удобном расстоянии, тогда как выжлятник может скакать впереди и в стороне. После того как след лисицы взят, скорость и длительность погони зависят от многих факторов, но более всего они зависят от условий распространения запахов, которые сильно меняются. Когда запахи устойчивы, и собаки могут бежать с поднятыми головами, лисица будет вынуждена искать убежища в какой-нибудь норе уже через 20–40 мин. В день, когда собакам трудно улавливать запахи, лисица может водить свору и охотников по местности в течение нескольких часов, но значительную часть времени бег будет более медленным, и периодически собаки будут искать утерянный след. Если все идет хорошо, свора в конце концов загонит свою лисицу в нору. Тогда егерь спешивается, говорит слова одобрения собакам, окружившим нору, и трубит в свой рог. Согласно правилам, собаки отзываются назад для погони за другой лисицей; если же день близится к концу и все охотники в группе удовлетворены охотой, свора возвращается в вольеры. Правила Американской ассоциации мастеров фоксхаундов содержат осуждение практики освобождения загнанных в нору лисиц и использования их для новой охоты.
В отличие от английского обычая отстрел лисицы в Америке – скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство погонь завершается одним из двух способов: либо лисица упускается из-за потери ее следа собаками, либо она загоняется в одну их хорошо известных ей нор. Второй случай считается самым уместным концом охоты, и все остаются вполне довольными – егерь, группа охотников, собаки и, конечно, лисица.
В Англии, где поголовье лисиц велико, долгом каждой охотничьей группы считалось представление отчета о достаточном количестве лисиц, убитых за каждый сезон. Чтобы достичь этого результата, охотники часто применяют «затычки нор», чтобы не дать лисице скрыться в норе, и фокстерьеров, чтобы выгнать лисицу наружу, если ей все-таки удалось проникнуть под землю. В США, где условия существования лисиц другие, их поголовье редко бывает настолько большим, чтобы они приносили вред. Многие фермеры понимают, что лисица – полезный зверь, потому что она питается в основном полевыми мышами и другими грызунами, уничтожающими урожай, и, следовательно, земледельцы мало заинтересованы в уничтожении лисиц.
Некоторые организованные охотничьи группы в Англии и Америке проводят охоту с приманкой, когда собаки не гонятся за живой лисицей, а, вместо этого, улавливают искусственно созданный запах, т.е. придерживаются линии приманки. Некоторые организованные группы охотятся исключительно с приманкой, тогда как другие сочетают охоту с приманкой и охоту на лисицу, отводя различные дни этим видам охоты. Оба вида скачек за собаками проводятся одинаковым образом, с той лишь разницей, что при охоте с приманкой, маршрут скачки прокладывается заранее утром охотничьего дня. Многие охотники на лисицу предпочитают охотиться с приманкой, потому что расстояние и маршрут погони, определенный заранее, обеспечивает хороший темп скачки и устраняет неожиданности, возникающие при охоте на живую лисицу.
Далеко не каждая местность подходит для конной охоты на лисицу. Подходящие местности обычно почти полностью отведены под сельскохозяйственные угодья и пастбища; они должны содержать не слишком большие участки леса, где могут укрываться лисицы. Лесные участки должны перемежаться обширными открытыми местами, чтобы можно было поддерживать хороший темп скачки. Пересеченная или холмистая местность приятна на вид и вносит в охоту дополнительный интерес, однако слишком крутые холмы утомляют лошадей. Климат, погода и состояние почвы также важны. Необходимо, чтобы влажность воздуха обеспечивала хорошие условия для восприятия запахов, поскольку в засушливой местности запахи редко хорошо устаиваются. Суглинок предпочтительнее глины, которая задерживает воду и после дождя или оттепели в течение нескольких дней сохраняет глубокие лужи, в которые лошади погружаются выше копыт. Отсутствие выходов скалистой породы на поверхность и лугов, усеянных камнями, делает скачку более безопасной и приятной. Размеры охотничьего района меняются в соответствии с численностью и запросами охотничьей группы и во многом зависят от доброй воли фермеров и других землевладельцев в данной области, у которых охотничья группа должна получить разрешение на охоту в границах их земельных участков. Чем больше дней ведется охота с собаками, тем больше должен быть район охоты. Режим охоты «четыре дня в неделю» требует бóльшей территории, чем режим «три дня в неделю», чтобы избежать ухудшения условий охоты в данной местности.
До появления проволочных изгородей охота проводилась в естественных условиях на местности, огороженной лесом. В те времена один охотник верхом на хорошем скакуне с собаками мог вести преследование, куда бы ни завела собак погоня, и не требовалось специальной подготовки местности для охоты. Однако сегодня в большинстве охотничьих районов много проволочных изгородей, которые необходимо закрывать специальными барьерами из столбов и перекладин или дощатых изгородей, чтобы конная охота была возможна. В некоторых случаях сооружения, известные как «куриные клетки», изготовленные из бревен, обшитых досками, воздвигаются поверх проволочной изгороди или в нее встраиваются барьеры из бревен.
Современная официальная охотничья одежда, хотя и подвержена влиянию традиции, в основном определяется практическими соображениями удобства, прочности и безопасности. Все головные уборы – охотничьи фуражки служебного персонала охотничьей группы, цилиндры членов охотничьей группы, обшитые красной материей, и охотничьи котелки – усиливаются при шитье таким образом, чтобы предохранять голову всадника от ударов веток деревьев и удара об землю в случае падения. Ярко-красные охотничьи сюртуки, которые является атрибутом официальной одежды для охоты, можно разглядеть с большого расстояния, и поэтому членам охотничьей группы легче держать в поле зрения егеря, когда он ведет погоню; ярко-красный цвет помогает также ориентироваться отставшему всаднику. Кроме того, ярко-красные охотничьи сюртуки создают праздничное настроение, которое является неотъемлемой частью этого развлечения.
Степень официальности или неофициальности одежды сильно отличается у различных охотничьих групп и часто определяется склонностью каждого отдельного члена группы. У большинства охотничьих групп оказывается изрядное число сопровождающих – местных фермеров и других, – чья одежда неофициальна и проста. Охотничья группа вовсе не обязана использовать ярко-красный сюртук и может одеть свой служебный персонал в костюмы того цвета, который она предпочтет.
Марина Цагарели
Ответь на вопросы викторины «Спорт»