КАПАБЛАНКА, ХОЗЕ РАУЛЬ
КАПАБЛАНКА, ХОЗЕ РАУЛЬ (Capablanca, Jose Raul) (1888 –1942). Третий чемпион мира (1921–1927) по шахматам. Родился в Гаване 19 ноября 1888. Отец был военным. Познакомился с шахматами в неполных пять лет, наблюдая за игрой отца. В 13 побеждал всех ведущих кубинских шахматистов и в 1901 выиграл матч у чемпиона страны Х.Корсо (+4–3=6). Получая образование в Нью-Йорке, начал посещать Манхэттенский шахматный клуб. В 1909 вызвал на матч чемпиона США Ф.Маршалла и победил его с убедительным счетом +8–1=4. Игра шла до 8-ми побед. Дебютировал в Европе на международном турнире в Сан-Себастьяне (1911), собравшем, кроме Эмануила Ласкера, всех лучших мастеров того времени, и неожиданно для многих победил. Там же выяснилось, что в легких партиях кубинцу вообще нет равных. В том же году послал вызов чемпиону мира Ласкеру, но переговоры о матче вскоре зашли в тупик.
В 1913 поступил на службу в Министерство иностранных дел Кубы и получил назначение в консульство в Петербурге, где в 1914 принял участие в большом международном турнире, на котором впервые встретился за шахматной доской с Ласкером. Соревнование состояло из двух этапов – предварительного кругового турнира и двухкругового финала для первой пятерки с учетом предварительных результатов. В предварительном турнире первым был Капабланка с великолепным результатом 8 очков из 10 (+6=4). Ласкер и Тарраш отставали на полтора очка. Однако в финале он проиграл принципиальную партию Ласкеру, а на следующий день Таррашу, и в итоге занял второе место. Вскоре в Берлине Капабланка и Ласкер сыграли матч блиц из 10 партий. Лучший блицер мира победил с результатом 6,5:3,5. Во время войны Капабланка выиграл 3 турнира в Нью=Йорке (1915, 1916 и 1918), а в начале 1919 со счетом 5:0 победил в Гаване югослава Б.Костича. Затем он приехал в Европу и выиграл турнир в Гастингсе 1919. В следующем году был подписан договор о матче с Ласкером, который и состоялся в 1921 в Гаване. Капабланка победил со счетом +4=10.
Первый турнир, в котором новый, третий чемпион мира встретился со своими конкурентами, был в Лондоне, 1922. Капабланка стартовал, набрав 6 из 6, и в итоге стал первым, доказав, что он действительно сильнейший в мире. На втором месте был Александр Александрович Алехин, отставший на полтора очка. На этом турнире чемпион предложил группе ведущих гроссмейстеров подписать разработанное им соглашение о правилах розыгрыша первенства мира. Основные его пункты следующие: матч играется до 6 побед, без учета ничьих, призовой фонд должен быть 10 тысяч долларов в золотом исчислении. Эти правила скрепили своей подписью Х.Р.Капабланка, А.Алехин, А.Рубинштейн, Е.Боголюбов, Р.Рети, Г.Мароци, М.Видмар и С.Тартаковер.
Следующей встречей мировой шахматной элиты явился Нью-Йорк, 1924, двухкруговой турнир, в котором борьба за лидерство шла, в основном, между Ласкером и чемпионом мира. Капабланка победил Ласкера в одной из двух личных встреч, бурно финишировал, но смог занять лишь второе место, на полтора очка отстав от победителя. А на первом московском международном турнире (1925) он был третьим, на пол-очка отстав от Ласкера и на 2 от победителя Е.Боголюбова. Капабланка праздновал победу в Нью-Йорке в 1927, где он опередил Алехина, с которым ему вскоре предстояло играть матч, на 2,5 очка, но в том турнире Ласкер не участвовал.
В матче Алехин – Капабланка (Буэнос-Айрес, 1927) бесспорным фаворитом считался чемпион мира, особенно после его успеха в Нью-Йорке, подкрепленного эффектной победой над претендентом. К тому же Алехину ни разу еще не удавалось выиграть у своего противника. Однако уже первая партия принесла сенсацию: победил претендент! Напряженная, двухмесячная борьба проходила с переменным успехом, но на финише Капабланка не использовал всех шансов и проиграл со счетом +3–6=25. Согласно Лондонскому соглашению, чемпион мира, проиграв, имел право в течение года на матч-реванш. Однако он промедлил с вызовом, что позволило Алехину сыграть матч на первенство мира с Боголюбовым и уклониться от матч-реванша. Это навсегда испортило их взаимоотношения.
Затем разразившийся мировой кризис фактически похоронил надежды Капабланки на матч-реванш. На турнире в Гастингсе (1930–1931) он занимает второе место, на пол-очка отстав от М.Эйве. В то время голландец уже вошел в мировую элиту, и Капабланка решает сыграть с ним матч из 10 партий, закончившийся с результатом +2=8 в пользу экс-чемпиона мира.
После этого Капабланка на несколько лет покидает Европу и только в конце 1934 принимает участие в турнире в Гастингсе, 1934–1935, занимая 4 место. В Москве (1935) Капабланка снова четвертый. Кажется, что звезда кубинца близится к закату. Однако в конце 1935 Алехин неожиданно проигрывает матч Эйве, и видимо это обстоятельство вдохнуло в Капабланку новые силы. В Москве (1936) он берет первое место, на очко опережая Ботвинника, а затем на турнире в Ноттингеме делит с ним первое место. Однако этот взлет был последним. Без большого успеха он играет на турнире в Земмеринге-Бадене (1937) – 3–4 место, позади П.Кереса и Р.Файна, терпит неудачу на организованном голландской радиокомпанией АВРО турнире восьми (1938) – 7-е предпоследнее место.
В 1939 в Буэнос-Айресе Капабланка впервые выступает за команду Кубы на Всемирной шахматной олимпиаде и показывает лучший результат на первой доске (+6=5). Умер 8 марта 1942 в Нью-Йорке, а похоронен был на Кубе.
Еще при его жизни Ласкер сказал: «Я знал многих шахматистов, но среди них только одного гения – Капабланку! Его идеал – побеждать путем маневрирования. Гениальность Капабланки проявляется в нащупывании слабых пунктов позиции противника. Малейшая слабость не укроется от его зоркого глаза».
Юрий Авербах
Панов В.Н. Капабланка. М., 1970
Шахматы. Энциклопедический словарь. М., 1990
Линдер В.И., Линдер И.М. Короли шахматного мира. М., 2001
Гарри Каспаров. Мои великие предшественники, т. I. М., 2003
Ответь на вопросы викторины «Спорт»