КАРЕЕВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
КАРЕЕВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1850–1931), русский историк, философ, социолог. Родился 24 ноября (6 декабря) августа 1850 в семье мелкопоместного дворянина в Москве. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию. Одноклассниками по гимназии были В.С.Соловьев (сын знаменитого историка), Н.А.Писемский (сын писателя). По окончании гимназии в 1869 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился у Ф.И.Буслаева, С.М.Соловьева, В.И.Герье. По рекомендации последнего по окончании университета был оставлен при кафедре всеобщей истории для приготовления к профессорскому званию. В 1876 сдал магистерские экзамены и уехал во Францию для сбора материала по теме диссертации. Магистерскую (т.е. кандидатскую) диссертацию Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти ХVIII в. успешно защитил в Московском университете в 1879. Работа представляла собой крупный вклад в изучение плохо исследованного вопроса, в том же году вышла отдельной книгой на русском языке, а затем была переведена на французский.
Став магистром, некоторое время преподавал в Московском университете историю Европы 19 в., затем уехал в Варшаву, где занял место экстраординарного профессора в местном университете. Был сторонником русско-польского сближения на основе равноправного партнерства, отрицавшего политику самодержавия. С этих позиций читал курс всеобщей истории, занялся изучением прошлого Польши. Опубликовал несколько работ на эту тему, в том числе Падение Польши в исторической литературе (1888), Исторический очерк польского сейма (1888), Польские реформы ХVIII в. (1890) и др. Свидетельством доверия к нему поляков стало избрание Кареева в 1902 членом-корреспондентом Краковской Академии наук.
Работая в Варшаве, подготовил и в 1884 защитил в Москве докторскую диссертацию Основные вопросы философии истории (опубликована в 3-х томах в 1883–1890), в которой с позиций модного в те времена позитивизма детально проанализировал взаимоотношения философии и исторического знания. По мнению Кареева, история – это наука преимущественно эмпирическая и описательная («кладовая фактов»), а философия истории – наука теоретическая и конкретно-историческая, исследующая закономерности общественных изменений. Важнейшими в историческом процессе являются экономический и социальный факторы. Вместе с тем большое значение для исторического прогресса имеют идеи, умственная жизнь общества, деятельность отдельных личностей.
В 1885 Кареев переехал в Петербург, работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. Одновременно преподавал на Высших женских курсах, в Александровском лицее, в Политехническом институте. На базе университетских курсов подготовил и опубликовал семитомный (в 9 книгах) труд История Западной Европы в новое время (1892–1917). Другим важным исследованием стала книга Сущность исторического процесса и роль личности в истории (1890). Большой популярностью пользовались гимназические учебники Кареева. Так, Учебная книга новой истории (1900) выдержала 15 изданий и была переведена на болгарский, сербский и польский языки, Учебная книга истории средних веков (1900) – 9 изданий, Учебная книга древней истории (1901) – 8 изданий.
Придерживаясь либеральных и демократических взглядов, Кареев выступал противником политики властей в отношении высшей школы. Вместе с некоторыми профессорами Петербургского университета подписал письмо министру народного просвещения, в котором протестовал против репрессий в отношении участников студенческих волнений 1899. За это был уволен из университета и с Высших женских курсов. Вернулся к преподаванию лишь во время Первой русской революции.
В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившихся к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905. За участие в депутации был арестован и несколько дней провел в Петропавловской крепости. Вступил в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. В 1905 был избран в Государственную думу от партии кадетов.
После октябрьской революции не эмигрировал. Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. В условиях коммунистической перестройки высшего образования как «буржуазный» специалист был уволен из университета. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, – болезни и слабость. Радостным событием для 79-летнего ученого стало его избрание в 1929 почетным членом Академии наук СССР и назначение высокой пенсии. Но в то же время большевики арестовали его сына Константина (дочь Елена вышла замуж за художника Г.С.Верейского и стала известной детской писательницей); в связи с так называемым академическим делом начались репрессии против близких друзей по научной и профессорской среде.
Умер Кареев в Ленинграде 18 февраля 1931.
Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории, т. 1–2. М., 1883
Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время, т. 1–7. СПб, 1898–1917
Золотарев В.П. Историческая концепция Н.И.Кареева. Л., 1989
Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990
Сафронов Б.Г. Н.И.Кареев о структуре исторического знания. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»