ХУН ЛЯНЦЗИ
ХУН ЛЯНЦЗИ (Хун Цзюньчжи, Хун Чжицунь, Хун Бэйцзян, Хун Гэншэн), (1746–1809) – китайский философ, литератор, каллиграф, государственный деятель, историк, географ, создатель оригинальной демографической теории, предвосхитившей учение Мальтуса.
Родился 17 октября 1746 в Янху (современный Уцзинь), на территории Ханчжоу провинции Цзянсу. Родился в знатной семье потомственных ученых и чиновников. Его отец Хун Цяо (1714–1751) умер, когда ему было пять лет. Он воспитывался в семье бабушки по материнской линии и в 1768 женился на проживавшей там же кузине.
В 1769 получил первую ученую степень сюцай; в 1780, после десятилетия неудачных попыток, – вторую степень цзюйжэнь. В 1790, также после четырех провалов и девяти лет службы секретарем губернатора в Сиане (1781–1785), Кайфыне (1785 –1788) и Учане (1788 –1790) блестяще сдал экзамен на высшую степень цзиньши и был принят в академию Ханьлинь. В 1792 получил направление на должность инспектора образования в южную провинцию Гуйчжоу, где провел три года, после чего в 1796 вернулся в столицу. Там в 1797 был назначен в школу для великих князей и стал наставником принца Ичуна (умер в 1816).
В 1799 был удостоен должности официального составителя хроники императора Цяньлун (правил в 1735–1796, умер 7 февраля 1799) и профессора Государственной академии. Однако в октябре того же года, нарушив субординацию, Хун Лянцзи подал доклад с критикой злоупотреблений в государственном аппарате, нелестными замечаниями в адрес самого императора и требованием наказаний сторонникам недавно казненного всесильного временщика и коррупционера Хэшэня (1750–1799). После передачи этого доклада молодому императору Жэнь-цзуну (правил в 1796 –1820) Хун Лянцзи был немедленно смещен со всех должностей и арестован, а затем приговорен к смертной казни, но помилован и сослан на западную окраину в Синьцзян-Уйгурский район, к берегам реки Или. Его путешествие длилось с 26 октября 1799 по 5 марта 1800. Весной этого года в центральных районах империи свирепствовала засуха, и император, следуя традиционным представлениям о его мироустроительной силе, молил Небо о дожде и обещал амнистии осужденным. Случилось так, что лишь после того, как 26 мая был амнистирован Хун Лянцзи, над Пекином разразился обильный дождь.
Оставив о своей ссылке дневник Или жи цзи (Илийские ежедневные записи) и краеведческое описание Тяньшань кэ хуа (Рассказ гостившего в горах Тяньшань) и приняв псевдоним Гэншэн (Возродившийся), Хун Лянцзи 24 октября 1800 он вернулся домой, а в 1802 стал главой Янчуаньской академии (шу-юань) в Цзиндэ провинции Аньхой.
Хун Лянцзи составил целый ряд историко-краеведческих и географических сочинений, посвященных отдельным районам Китая. В 1787 он создал и в 1803 опубликовал обширное, в 50 «свитков» (цзюань), географическое описание всей страны Цяньлун фу тин чжоу сянь чжи (Трактат об округах, префектурах, областях и уездах [Китая эпохи] Цяньлун). Им были написаны текстологические сочинения: Чунь цю Цзо чжуань гу (Толкование «Весен и осеней с комментарием Цзо»), Гунъян Гулян гу и (Древний смысл [комментариев] Гунъяна и Гуляна [к «Веснам и осеням»]), Лю шу чжуань чжу лу (Записи комментариев и примечаний к Шестикнижию) и другие. Его поэзия и проза представлена в сборниках: Цзюаньши гэ цзи (Собрание [сочинений] из Дурнишниковой палаты), Гэншэн чжай цзи (Собрание [сочинений] из кабинета Возродившегося), Фу цзе сюань цзи (Собрание [сочинений] из Облепленного моллюсками домика). Полное собрание его произведений (Хун Бэйцзян и цзи), включавшее 24 наименования, было опубликовано в 1889 в Хубэе его правнуком Хун Юнцинем.
Важнейшее философское сочинение Хун Лянцзи И янь (Осмысленные слова), состоящее из 20 эссе и входящее в сборник Цзюань гэ цзи, было написано в 1793. Его пафос – опровержение веры в «навей и духов» (гуй шэнь), «бессмертных» (сянь1) и бессмертие (чан шэн бу сы), в чем он пошел дальше своего знаменитого предшественника Ван Чуна (1 в.), выступив также против веры в «предопределение» (мин1): «У вшей нет предопределения, откуда ему взяться у человека!»
Наиболее оригинальным теоретическим достижением Хун Лянцзи стало выдвижение в этой книге, то есть на пять лет раньше Мальтуса, принципа постоянного опережения роста численности народонаселения по сравнению с ростом продовольственных, земельных и жилищных ресурсов. Оно не сопровождалось сколь либо значительными социально-политическими, экономическими или правовыми выводами, хотя китайский мыслитель ясно видел в этом государственную проблему. Традиционные представления о естественно-производительных силах «неба и земли», порождающих людей и неподвластных правителям (император – только «сын неба», обязанный испытывать к своему «родителю» предельную почтительность), не позволили Хун Лянцзи придти к, казалось бы, самоочевидной мысли о возможности государственного контроля над рождаемостью.
Умер 24 июня 1809.
Стулова Е.С. Доклад цинского чиновника императору // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984
Петров В.В. К вопросу о периодизации истории китайской литературы XIX – начала XX в. // Теоретические проблемы истории литератур Дальнего Востока. М., 1977
Дикарев А.Д. Хун Лянцзи – китайский Мальтус? 14-я научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 2. М., 1983
Кобзев А.И. Китай. История политических и правовых учений XVII–XVIII вв. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»