ВАРЛААМ И ИОАСАФ
ВАРЛААМ И ИОАСАФ, повесть повесть 7 в., которая изображает в христианизированной форме жизнь Будды. Сначала приписывающаяся перу Иоанна Дамаскина, позже стала считаться христианской переделкой истории Будды, проникшей с арабами в Грецию, а оттуда в Европу и, в частности, в Россию.
Содержание повести таково: царю Индии Абеннеру (или, по старому русскому переводу, Авениру) было предсказано, что его сын Иоасаф, примет христианство. Желая оградить сына от этого, Авенир поселяет его в роскошном замке, где ничто не должно наводить его на мысли о несчастьях. Но однажды, гуляя, царевич встретил похоронную процессию, дряхлого старика и прокаженного, и у него появилась мысль о том, что вся жизнь состоит из бедствий. В это время к царевичу в замок под видом купца проникает пустынник Варлаам, который рассказывает ему притчи, объясняющие основы христианства и, в конце концов, крестит Иоасафа. Отец, узнав об этом, посылает к Иоасафу мудреца и волшебника, чтобы последние разубедили царевича и пробудили в нем страсти, но они и сами обращаются в христианство.
Тогда Авенир отдает Иоасафу половину царства, надеясь, что правительственные заботы отвлекут его от новой веры, но Иоасаф обращает в христианство своих подданных, и Авенир тоже принимает крещение. После смерти отца Иоасаф удалился в пустыню к Варлааму и прожил там 35 лет.
Время составления этой повести — первая половина 7 в., но широко распространяться она начала только с 11 в. Причину ее популярности можно видеть в идеализации отшельнической жизни и в притчах Варлаама, которые часто распространялись отдельно от повести (например, Притча об иньрозе, О трех друзьях). Печатные издания повести появились уже в конце 15 в. Древнейшие русские списки относятся к 14–15 вв. Памятник, вероятно, пришел в Россию из Болгарии, на что указывает надпись «от болгарских книг», стоящая в некоторых рукописях перед притчами. Истории о Варлааме и Иоасафе отчасти перешла в духовные стихи (Разговор царевича Осафия с пустынею).
Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова. СПб, 1904, т. 4
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»