СЛАВЯНО-БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ
СЛАВЯНО-БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ, фантастическая иерархия, существовавшая в русском расколе наряду с реальной Белокриницкой иерархией (получившей начало в 1846 в Австрии, в селении Белая Криница).
Раскольников никогда не оставляло убеждение, что где-то на далеком Востоке находится истинная древне-православная церковь, избежавшая никоновских новшеств и сохранившая через своих епископов священное преемство, не прекращающееся от апостольских времен. На почве этого убеждения возникла легенда, связанная с именем некоего Марка, инока Топ-Езерской обители, находившейся в Архангельской губернии.
Во второй половине 18 в. в раскольничьих кругах распространилось рукописное описание путешествия инока Марка, посетившего с двумя товарищами сказочную страну Беловодье, от имени которой и получила свое название иерархия. В этом сочинении рассказывалось о том, что инок Марк ходил в Сибирь, дошел до Китая, перешел степь Губарь (пустыня Гоби) и достиг «Опоньского царства», т.е. Японии. Он нашел там царство «асирского языка 179 церквей», а также православного патриарха антиохийского поставления, четырех митрополитов и 40 православных церквей.
Раскольники стали ревностно заниматься поисками беловодских иерархов. Например, в 1807 томский крестьянин Бобылев подал по начальству записку о беловодских епископах; в 1840-х, а затем в 1860-х годах многие из жителей Алтайского округа Бухтарминской волости уходили в Китай в поисках «Беловодья», в большинстве случаев безвозвратно. Последняя попытка таких поисков, описанная В.Г.Короленко в Записках императорского русского географического общества в 1903, была предпринята уральским казаком Хохловым с двумя товарищами в 1898.
Многие искатели приключений в 18 и 19 вв. пользовались доверием раскольников и выдавали себя за священников, посвященных беловодскими иерархами. Таким представителем Славяно-беловодской иерархии, т.е. «архиепископом всея России и Сибири», провозгласил себя «смиренный Аркадий» (Антон Савельевич Пикульский, р.1832). Новоявленный архиепископ стал действовать в разных местах, рукополагать новых епископов и священников. Он «архирействовал» главным образом в Сибире, на Урале и даже появлялся возле Санкт-Петербурга. В 1880-х годах о нем узнал «архиепископ всея Руси» белокриницкой иерархии Антоний Шутов и при помощи раскольничьего начетчика Онисима Швецова обличил его «в ложном ставленьи», после чего многие раскольники от Аркадия отшатнулись. Однако он продолжал пользоваться доверием в приуральских и поволжских губерниях.
Окончательно следы Беловодской иерархии исчезли к концу 19-го века. К 20-м годам 20 в. не осталась ни одного беловодского попа. Все беловодцы присоединились либо к РСПЦ, либо к старообрядцам неокружникам, либо к беглопоповцам.
Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова. СПб, 1904, т. 2
Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб, 1895
Никифоровский И. К истории славяно-беловодской иерархии. Самара, 1891
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»