ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ
ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ (Canticum canticorum), поэтическая книга Ветхого Завета. М.Лютер, примыкая к ее мистическому толкованию, называл ее Hohes Lied.
Распадаясь на ряд отдельных образов и вступлений, эта наполовину лирическая, наполовину драматическая поэма воспевает любовь пастушки Суламиты (Суламифи) к молодому соотечественнику одного с ней общественного положения; попав в гарем Соломона, она остается ему верна и, отвергнув всесильного царя, возвращается к возлюбленному. Хотя и нельзя отрицать нежности и скромности, пронизывающих поэму, тем не менее пылкая восточная фантазия не ограничивается одним лишь описанием чувственного порыва. Предание называет царя Соломона автором поэмы. Не останавливаясь на том, что едва ли Соломон стал воздвигать этот столь мало лестный для него памятник, несомненно, что поэма принадлежит к эпохе расцвета еврейской литературы и возникла в северном царстве Израиля около 900–800 до н.э. как несомненное свидетельство этого расцвета. Включением в ветхозаветный канон она во всяком случае обязана особому пониманию ее тайного смысла. В ней видели аллегорическое изображение любви Бога к иудейскому народу. Но уже среди раввинов некоторые ставили Мессию на место Бога; точно так же и христиане, начиная с Оригена, видели в поэме изображение любви Христа к своей церкви, как к невесте. Отдельные рационалистические ученые, такие как Феодор из Мопсуестии в древней церкви, и Кастеллио в эпоху Реформации, оспаривали ее аллегорическое толкование. В 18–19 вв., с возникновением научной библеистики, аллегорическое толкование Песни песней остается на втором плане. Такое прочтение литературного памятника предпринял еще Гердер, который был склонен видеть в Песне песней некую антологию народных лирических песен. Представление о Песни песней как о лирической антологии, утвердившееся в конце 19 в., и сейчас остается господствующим.
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»