ВИНТ
ВИНТ, деталь машин и механизмов, в простейшем виде представляющая собой цилиндрический стержень с резьбой – непрерывным винтовым ребром. Как элемент конструкции винт является крепежной деталью; его назначение как детали машин и механизмов – создавать контролируемое или силовое перемещение.
Резьбы.
Крепежные резьбы имеют треугольный профиль, два стандарта которых (американский и британский) показаны на рис. 1,а и б. Острые углы вершин и канавок профиля срезаны или скруглены для более равномерного распределения напряжений. Все такие резьбы (кроме прецизионных) нарезаются за один проход многолезвийного инструмента – плашки для наружной резьбы (винтов и болтов) и метчика для внутренней (гаек и отверстий). Более точные крепежные и ходовые резьбы нарезаются на токарном станке за несколько проходов одного инструмента или за один проход с медленной подачей круглой фрезы. Трапецеидальная резьба, профиль которой показан на рис. 1,в, вытеснила устаревшую прямоугольную. Такая резьба применяется в разрезных гайках, поскольку она упрощает сборку гайки на винте. Упорная (пилообразная) резьба, представленная на рис. 1,г, используется на больших тяжело нагруженных винтах (всегда с упором на прямую сторону профиля).
Крепежные резьбы – однозаходные, с одной винтовой поверхностью и смещением на один шаг резьбы P за один оборот. Мерительные резьбы, от ручного микрометра до ходового винта токарного станка, тоже однозаходные. Трансмиссионные винты могут быть многозаходными (двух-, трехзаходными), т.е. с двумя или тремя параллельными винтовыми поверхностями. Следует отличать ход винта от шага резьбы P. Шагом резьбы называется расстояние по оси между средними точками двух соседних витков. Ход винта есть осевое перемещение винта за один оборот. Самая крутая резьба – в стволах нарезного оружия.
Винты обычно изготовляются с правой резьбой: винт входит в резьбовое отверстие (и гайка входит в зацепление с винтом) при вращении по часовой стрелке. Иногда применяются левые резьбы (с противоположным наклоном), например, в муфтах, гайках и ниппелях с левой-правой резьбой для соединения труб и валов.
Винтовой механизм.
Винтовой механизм (рис. 2) имеет три составных элемента: корпус, винт и ползун. Возможные функции механизма таковы: 1) обеспечивать медленную подачу с постоянной скоростью фартука металлообрабатывающего станка (суппорта, стола); в этом случае скорость вращения ходового винта задается изменением передаточного отношения зубчатой передачи; 2) зажимать и отпускать деталь в струбцинах и тисках; 3) удерживать рабочий узел в желаемом положении, обеспечивая возможность регулировки и фиксации при настройке на определенное изделие; 4) обеспечивать медленное перемещение с преодолением большого сопротивления в разнообразных силовых механизмах от ручного домкрата до очень тяжелых подъемных кранов. См. также МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ.
Турпаев А.И. Винтовые механизмы и передачи. М., 1982