ТОННЕЛЬ
ТОННЕЛЬ (туннель), подземный проход. Тоннели обычно прокладывают горным или щитовым способом через одну или несколько точек доступа без нарушения верхнего слоя пород. Многие подземные коммуникационные сооружения, построенные открытым способом, т.е. путем прокладки открытой траншеи с последующим ее покрытием, тоже называют тоннелями.
Классификация.
Тоннели классифицируются по назначению: железнодорожные, метрополитена, автодорожные, водоснабжения, канализационные, пешеходные, дренажные, строительные (для пропуска речного потока на время строительства), напорные туннели ГЭС и др. С точки зрения строительства важно, в какой породе закладывается тоннель, – крепкой или слабой. В зависимости от этого выбирается способ проходки тоннеля.
Размеры.
Форма поперечного сечения тоннеля может быть круглой, овальной или подковообразной. Прямоугольная и квадратная формы встречаются редко, поскольку при таких формах меньше прочность тоннеля. Строить тоннели диаметром 1–1,5 м нецелесообразно, т.к. рабочим при их проходке пришлось бы работать в согнутом положении.
Самый длинный туннель в мире – это Делавэрский водовод Нью-Йорка, тянущийся на 137 км от гор Катскилл до водохранилища Хилл-Вью в Йонкерсе. Выдающимся достижением современной техники явилось сооружение открытого в 1994 тоннеля под проливом Ла-Манш, соединившего железные дороги Великобритании и Франции. Его длина – 52,5 км, глубина заложения – 38,6 м.
Маковский Л.В. Сооружение городских транспортных и пешеходных тоннелей. М., 1974
Тоннели и метрополитены. М., 1975
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»