РАЙТ
РАЙТ (Wright), братья Орвилл (Orville) (1871–1948) и Уилбер (Wilbur) (1867–1912), американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики. Уилбер Райт родился 16 апреля 1867 близ Милвилла (шт. Индиана); Орвилл Райт – 19 августа 1871 в Дейтоне (шт. Огайо).
Отец был епископом протестантской Объединенной братской церкви, и семье приходилось часто менять место жительства в штатах Айова и Индиана. Ни Уилбер, ни Орвилл не получили высшего образования. В 1892 братья открыли лавку по продаже велосипедов, затем ремонтную мастерскую, а в 1895 наладили собственное производство.
В свободное от работы время читали литературу по аэронавтике, статьи О.Шанюта, С.Ленгли и особенно О.Лилиенталя. Орвилл и Уилбер много размышляли над проблемой поперечной устойчивости планера и нашли ее решение, которое применили в 1899 для змея-биплана. В 1900 приступили к экспериментам с первым планером в местечке Китти-Хоук (шт. Северная Каролина), а в 1901 испытали второй планер. Важные замечания по поводу конструкции планера сделал О.Шанют. По его приглашению Уилбер сделал доклад в Западноамериканском обществе инженеров. К концу 1901 братья Райт испытали в аэродинамической трубе собственной конструкции более 200 моделей крыльев и составили сводные таблицы полученных экспериментальных данных. В итоге аэродинамические свойства их очередного планера оказались вдвое лучше, чем у предыдущих моделей, и они совершили на нем более 1000 полетов, в том числе при сильном ветре.
К концу 1902 Орвилл и Уилбер были готовы к созданию моторного аэроплана. Поскольку в то время не было подходящего по весу и мощности двигателя, братья смастерили его сами с помощью механика Ч.Тейлора. Двигатель весил 77 кг и при скорости вращения вала 1200 об/мин развивал мощность 12 л.с. Братья изготовили и пропеллеры с КПД 66%. В ноябре 1903 вернулись в Китти-Хоук и закончили строительство самолета: 17 декабря 1903 братья Райт осуществили первый в истории человечества пилотируемый полет на моторном аэроплане «Флайер-1». Дальность первого полета, в котором пилотом был Орвилл, составила 37 м, а длительность 12 с. В четвертом, самом длинном полете того дня (пилот Уилбер) самолет пролетел 260 м за 59 с.
В конце 1904 братья Райт смогли удерживать самолет в воздухе в течение 5 мин, совершив полет по замкнутому кругу, а 5 октября 1905 пролетели 39 км за 38 мин, описывая круги над летным полем. За 1904–1905 они совершили более 200 полетов и 22 мая 1906 получили патент, но только в 1908 мир узнал, что в области авиационной техники лидируют братья Райт. Уилбер много летал во Франции, Орвилл тем временем совершал официальные испытательные полеты по заказу военных в местечке Форт-Майер (шт. Виргиния). Однажды отказал пропеллер, и в результате аварии погиб пассажир, лейтенант Т.Селфридж, и был тяжело ранен сам Орвилл. После триумфальных полетов во Франции, Германии и Англии братья вернулись в США. Вскоре в Форт-Майере успешно завершились испытания их самолета, который был принят на вооружение армии США.
В ноябре 1909 братья Райт основали самолетостроительную компанию «Райт». Братья окунулись в бизнес, строили и продавали самолеты, устраивали демонстрационные полеты, обучали пилотов. Одновременно им приходилось отстаивать свои авторские права в суде. 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Орвилл продолжал летать до 1915, лично испытывая новые самолеты; в том же году продал свой пакет акций в компании «Райт». Последний полет Орвилл совершил в 1918. О.Райт оставался членом Национального консультативного совета по аэронавтике и имел офис в Дейтоне.
Умер Орвилл в Дейтоне 30 января 1948.
Зенкевич М. Братья Райт. М., 1933
Авиация: энциклопедия. М., 1994
Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995