ЛУ СИНЬ
ЛУ СИНЬ (1881–1936), настоящее имя Чжоу Шужэнь – китайский писатель, революционер, основоположник новой национальной литературы.
Родился в 1881 в городе Шаосин провинции Чжэцзян в семье обедневшего чиновника. Учился сначала в Нанкине, затем в Японии. С начала 20 в. принимал участие сначала в реформаторском, а затем в революционном освободительном движении. Публиковаться начал с 1903, представив ряд произведений, созданных под влиянием просветительских идей. Пройдя через увлечение романтической литературой (статья О силе сатанинской поэзии), обратился к реализму. Во время буржуазно-демократической революции 1911–1913 он написал первый оригинальный рассказ Былое, но подлинный переворот в китайской литературе произвел его следующий рассказ Записки сумасшедшего. Это произведение появилось в 1918 непосредственно в преддверии антиимпериалистического и антифеодального «Движения 4 мая» в Китае.
Вместе со знаменитой повестью Подлинная история А-Кью (1921) и другими произведениями, этот рассказ вошел в сборник Клич (1918–1923). Первым из китайских писателей, он сделал главными героями своих книг людей из народа. Трагедия бедной пряхи Шань-сы, потерявшей единственного сына, становится темой рассказа Завтра. В рассказе Кун Ицзи – горестная история опустившегося старого интеллигента, жестоко избитого за несколько украденных книг. Герой повести Подлинная история А-Кью, – деревенский поденщик, не имеющий даже собственного имени и не понимающий своего жалкого положения, утешает себя своими мнимыми моральными победами. Сцена «великого благополучного завершения» – казни А-Кью – стала общепризнанной вершиной китайской литературы и творчества Лу Синя.
Писатель славил героев-борцов, протестующих против всякого угнетения, таких, как героя Записок сумасшедшего, революционера Ся Йй из рассказа Снадобье, рикшу из Маленького происшествия.
Важную роль в наследии Лу Синя играют его стихотворения в прозе. Это аллегорические пейзажные зарисовки Осенняя ночь, Снег, Засушенный лист, фантастические картины Прощание тени, Мертвый огонь, Возражение собаки, лирические воспоминания Прекрасный момент из прошлого, Бумажный змей, философские раздумья в форме притчи Суждение, Умный, дурак и раб и др.
В 1922–1935 Лу Синь работает над сборником Старые легенды по-новому. Основное идейное содержание сборника – критика уродливых явлений китайской действительности. Творчество этого периода заметно отличается по характеру: если раньше, в сборниках Клич и Блуждание серьезное обличение и психологизм превалировали над сатирой, то теперь на первое место выступает язвительный, «торжествующий» смех.
Этому же периоду свойственны активные поиски нового положительного героя. Завязку рассказа Мечь составляет эпизод, традиционный для восточных деспотий: царь, желая, чтобы ни у кого не было такого меча, как у него, убил замечательного оружейника, который этот меч выковал. Но главное внимание автора приковано к другому персонажу – сыну оружейника, который мстит за своего отца. Своеобразным олицетворением труда, справедливости, равенства становится у Лу Синя герой древних мифов, Великий Юй, который, по преданию, спас Китай от потопа.
В последний период своего творчества Лу Синь в основном занимался публицистикой. Его работы тех лет объединены в сборники Горячий ветер (1925), Под роскошным балдахином (1926), Могила (1927), Вот и все (1932), Инакомыслящий (1932), Книга о ложной свободе (1933), О ветре и луне болтать разрешается (1934), В узорчатой кайме (1936) и др. Свои статьи Лу Синь называет «пестрыми заметками» или «смешанными чувствами» («цза гань»). По тематике они очень разнообразны: здесь и язвительные памфлеты (Об удивлении дружественных держав (1931), Нас больше не обманут (1932)), статьи о различных явлениях и предметах китайского быта (маньчжурской цензуре, прическах, театральном гриме, обрядах), ряд статей посвящен современной ему китайской литературе (Что такое сатира, Как я начал писать и др.). Лу Синь немало сил отдал строительству новой китайской литературы и обличению гоминьдановского произвола по отношению к прогрессивной интеллигенции.
Умер Лу Синь 19 октября 1936 в Шанхае.
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
СПб, Азбука, М., Терра, 1997
Ответь на вопросы викторины «Мифология»