БЕН-АМОЦ, ДАН
БЕН-АМОЦ, ДАН (1923–1989), израильский прозаик, театральный деятель и лингвист. Родился в Ровно (в то время — на территории Польши). В возрасте 13 лет был послан родителями в сельскохозяйственную школу «Бен-Шемен» в Палестине. Все его родственники остались на Западной Украине и погибли во время нацистского геноцида.
Первые рассказы Бен-Амоца появились в периодических изданиях социал-демократической партии Мапай в 1942. Уже тогда он обратил на себя внимание своим типично сабрским языком, характеризующимся большим количеством сленга, а также арабских и идишских заимствований. Во время войны за независимость 1948–1949 Бен-Амоц стал одним из создателей «Чизбатрона»– армейского сатирического театра. Он писал для его сцены скетчи, в которых резко критиковал национальное руководство. Сразу после войны выходят два его сборника юмористических рассказов Что слышно? (1949) и Четыре плюс четыре (1950). Однако они остались незамеченными, а популярность пришла к писателю спустя пять лет, с выходом сборника Избранные враки (1955), книги своеобразных анекдотов, наподобие хармсовских Анекдотов о Пушкине, посвященной событиям войны 1948. Талант Бен-Амоца как сатирика получил дальнейшее развитие в сборнике Как это делается (1962).
В 1964 опубликован его первый роман Помнить и забыть. В отличие от всего предшествующего творчества писателя, Помнить и забыть — очень грустное произведение о молодом израильтянине, отправляющимся в поездку в ФРГ, где во время войны погибли все его близкие. Там он знакомится с немкой Барбарой, которая почти ничего не знает о Холокосте. Между молодыми людьми завязываются сложные отношения, где любовь отравлена памятью о страшном прошлом.
Уже в Помнить и забыть сильна антивоенная нота. Здесь она, впрочем, не обращает на себя внимание израильских читателей, поскольку виновниками Второй мировой войны выступают представители другого народа. Но в конце 60-х, начале 70-х годов Дан Бен-Амоц выступает с критикой уже собственно израильских войн — в романах И послал все к черту (1967), Красота войны (1974) и сборнике рассказов Верблюд и победа (1975). Осуждение писателем милитаристской политики правящих кругов привело к тому, что Бен-Амоц был внесен в черный список, его имя было запрещено упоминать на радио и телевидении. Этот запрет просуществовал до 1977.
Последние два романа Бен-Амоца стали наиболее коммерчески успешными литературными произведениями за всю историю страны к тому времени. Это романы Любовь — это еще не все (1979) и Случайные связи (1982). Консервативная критика поспешила объявить их порнографией. Действительно, много место в романах занимает описание интимной жизни героев, однако оба романа имеют и более глубокое содержание. Любовь — это еще не все показывает процесс взросления и самоосознания целого поколения израильтян, получившего в литературе название поколение ПАЛЬМАХ (ПАЛЬМАХ — элитные части еврейской вооруженной организации периода британского мандата «Хагана»). «Пальмахник» стал в израильской литературе архетипом бравого бойца и самоотверженного труженика, готового в любую минуту смело и сознательно выполнить любой приказ национального руководства: этот миф, тщательно закрепляемый в массовом сознании убедительно и с большим юмором разоблачает Бен-Амоц, сам прошедший и «Хагану» и ПАЛЬМАХ.
Случайные связи в некоторой степени можно рассматривать как продолжение предыдущего романа. Но здесь разговор идет уже о зрелых годах бывшего «пальмахника». Но если роман Любовь — это еще не все окрашен юмористическими тонами, жизнь предстает перед главным героем романа как цепь авантюрных приключений, – то в Случайных связях говорится о несостоявшемся человеке, который постоянно пытается взбунтоваться против скучного, обмещанившегося и бюрократизированного общества, – но в действительности весь его бунт выливается в «пощечины общественному вкусу» и случайные любовные связи. И хотя для окружающих главный герой выглядит как удачливый рационалист, по сути он одинокий человек, отчаявшийся что-то изменить и в жизни общества и в собственной судьбе.
Умер Бен-Амоц 20 октября 1989 в Тель-Авиве.
Ответь на вопросы викторины «Мифология»