ЗУЕВА, АНАСТАСИЯ ПЛАТОНОВНА
ЗУЕВА, АНАСТАСИЯ ПЛАТОНОВНА (1896–1986), русская актриса. Родилась в селе Спассское Тульской губернии 5 (17) декабря 1896. Училась в школе Н.Г.Александрова, Н.О.Массалитинова и Н.А.Подгорного, преобразованной в 1916 во 2-ю Студию Московского художественного театра.
Первая роль – Варя в Зеленом кольце Гиппиус (1916) – вызвала одобрение Немировича-Данченко. Играла в Младости Андреева (1918), в Сказке об Иване-дураке и его братьях М.А.Чехова по Л.Толстому (1922). Отмечали ее исполнение характерной роли старухи-хозяйки в Истории лейтенанта Ергунова по И.Тургеневу (1918). На сцене МХТ играла приживалку в Селе Степанчикове (сезон 1918/1919), унтер-офицершу в Ревизоре, Тильтиля в Синей птице (ввод в сезоне 1922/1923). Вступила в труппу Художественного театра вместе с остальными участниками 2-й Студии в 1924. Была занята в эпизодических ролях: Кума в Пугачевщине Тренева (1925); эпизоды в Растратчиках Катаева, в Бронепоезде и Блокаде Вс.Иванова. Комедийная национальная природа таланта актрисы наиболее ярко раскрылась в ролях русского классического репертуара. Классической работой была признана ее Коробочка в Мертвых душах (1932). Выделяли ее знахарку Зобунову в Егоре Булычове и других (1934); кухарку в Плодах просвещения (1951), Мерчуткину в Чеховских страницах (1979) и др. Отдельное место в ее актерской биографии занимают образы Островского: Домна Пантелевна в Талантах и поклонниках (1933); странница Феклуша в Грозе (1934); Глафира Фирсовна в Последней жертве (1946); Улита в Лесе (1948); Манефа (На всякого мудреца..., 1973). Исследователи писали о связи дарования Зуевой с искусством Садовских (прежде всего Ольги Садовской), об умении этой актрисы строить характер, играя речевыми изгибами, переменами звуковой окраски и темпа. Органичность и правдивость сочетались в ее исполнении с комедийной подсветкой ее персонажей. Легкий юмор сохранялся в ее исполнении даже при остро драматических поворотах сюжета в ролях попадьи в Унтиловске (1928); Матрены в Воскресении (1930); Мавры в Земле (1937); Марьи в Любови Яровой (1938); Квашни в На дне (1941); Анфисы в Трех сестрах (1958). Артистическое дарование Зуева подсказало Борису Пастернаку знаменитую формулу: «талант единственная новость, которая всегда нова». Была участницей спектаклей: Зеленая улица (Авдотья Ивановна, 1948), Илья Головин (Луша,1949), Ревизор (Пошлепкина, 1967), Дульсинея Тобосская (мать Альдонсы, 1971), Уходя, оглянись! (Варвара Антоновна, 1976) и др. Лауреат Сталинской премии (1952).
Умерла Зуева в Москве 23 марта 1986.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»