ЗАМАНСКИЙ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
ЗАМАНСКИЙ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (р. 1928), русский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1988). Родился 6 февраля 1928 в Кременчуге. С 1944 по 1950 служил в Советской армии. Был арестован, в 1950–1954 как заключенный работал на стройках Харькова. Закончив в 1958 Школу-студию МХАТ, был актером театра «Современник» (1958–1966), Театра-студии киноактера (1972–1980). С 1992 работает в Театре им. М.Н.Ермоловой.
Наделенный сильным темпераментом, с простым, но очень характерным лицом (высокие характерные скулы, голубые глаза, глядящие пристально, «насквозь»), Заманский одинаково успешно играет и героев, наделенных силой и властью (знаменитый советский военачальник П.Батов в эпопее Освобождение, 1970, реж. Ю.Озеров; полковник Засмолин в посвященной боям под Москвой ленте День командира дивизии, 1983, реж. И.Николаев), и тех, кто таится, чья сила не явлена (уголовник по кличке «Крот» из фильма Инспектор уголовного розыска, 1971, реж. С.Цыбульник). Актер сыграл множество военных разного ранга (одна из лучших ролей – старший лейтенант Васильев в ленте На семи ветрах, 1962, реж. С.Ростоцкий), среди других его героев – завуч, секретарь райкома, начальник цеха, председатель сельсовета. Играл он и лиц исторических – русского летчика Л.М.Мациевича в ленте Воздухоплаватель (1975, реж. А.Вехотко), писателя М.П.Погодина в биографической картине Мой дом – театр (1975, реж. Б.Ермолаев), посвященной драматургу А.Н.Островскому. Но таков взгляд актера, такова излучаемая им энергия, что, несмотря ни на какое положение либо звание, все его герои – люди подневольные, движимые долгом, обстоятельствами, приказом, лишенные свободы выбора, и это не обреченность, здесь просматриваются не названные, но ясно различимые принципы существования в мире, по-особому понятые механизмы бытия. Подлинную, не наигранную значительность личности Заманского всегда чувствовали режиссеры, он снимался у таких своеобычных, разных мастеров, как М.Калик, Ростоцкий, А.Алов и В.Наумов, И.Хейфиц, Г.Чухрай.
Одна из самых удачных ролей, сыгранных Заманским, – роль Александра Лазарева в картине А.Германа Проверка на дорогах (1971–1986); среди прочих членов творческого коллектива актер стал лауреатом Государственной премии СССР за 1988. В этой роли как бы интегрированы оба типа героев, которых приходилось играть Заманскому, крайности словно сошлись – прежде наделенный силой, при оружии, могущий повелевать жизнями людей, сдавшийся в плен партизанам стал подневольным, зависимым от чужой воли, от произвола, что также показано в фильме. Но и до этого он не был свободен, и к немцам бывший советский солдат перешел не по убеждению, а в силу сложившихся обстоятельств. Этот вечный гнет, нависший над человеком, на какой бы стороне он ни находился, – лейтмотив большинства актерских работ Заманского представлен здесь со всей убедительностью. Желание оправдаться перед родной страной и трагическая гибель в финале подчеркнуты эффектной деталью, которая прочитывается как символ, – раскаленный ручной пулемет, из которого стреляет Лазарев, падает в снег и, шипя, дымится, остывает, черный на белом фоне.
Хотя приглашение актера во многие картины обусловлено его обликом – он органичен в исторических фильмах, хорошо смотрится в лентах, сделанных в стиле «ретро», как, например, в фильме Завтра была война (1987, реж. Ю.Кара), – мастерство его несомненно. Великолепно сыгранная в картине Не стреляйте в белых лебедей (1980, реж. Р.Нахапетов) эпизодическая роль мягкого начальника, недалекого и заторможенного до такой степени, что в его присутствии может вершиться жесткость, показала, что актер владеет и сатирическими красками.
Евгений Перемышлев
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»