ЯРВЕТ, ЮРИ ЕВГЕНЬЕВИЧ
ЯРВЕТ, ЮРИ ЕВГЕНЬЕВИЧ (Jarvet, Juri) (1919–1995), артист эстонского драматического театра, киноактер, народный артист СССР. Лауреат Государственной премии 1981– за участие в тв-фильме Берега, 1977.
Родился 18 июня 1919 в Таллине. В театр пришел из спорта, имел звание чемпиона Таллина по гимнастике. Гимнастика случайно связала Ярвета с театром. В 1940 был принят в танцевальную труппу Таллинского рабочего театра, в 1942 переведен в танцевальную группу Государственного художественного ансамбля Эстонской ССР. Одновременно посещал драмкружок, одним из руководителей которого был режиссер Каарел Ирд. После закрытия ансамбля Ярвет был включен в состав только что созданного Государственного таллинского театра юного зрителя, где играл небольшие роли. И только после этого он поступил в Таллинский театральный институт, который окончил в 1949. Несколько лет актер работал на эстонском радио, вместе со своим курсом играл и пробовал себя в качестве режиссера в городке Выру, достаточно успешно работал эстрадным артистом.
Важной вехой в его судьбе стала работа на сцене Государственного академического театра драмы имени В.Кингисеппа, где он прошел школу актерского мастерства, сформировался творчески. Начинал с ролей эпизодических, переходя к более сложным и крупным. Главный режиссер театра В.Пансо говорил о нем: «Взлет Ярвета не был стремительным. Он рос упорно и последовательно, как северный можжевельник, искривленный, низкорослый, густой, крепкий, устойчивый и колючий. Но эта колючая шуба тем не менее очаровательна в своих удивительных тонах и полутонах. Игра Ярвета пассивна, но точна. Он приносит с собой тишину, он чувствует оборотную сторону комического. Он умеет играть так, что в его смехе звенит грусть и трепещет боль». Из ранних ролей в этом театре наиболее удачной стала роль Бальзаминова (Женитьба Бальзаминова А.Н.Островского), а также роль Войтинского в инсценировке эстонского классика А.Таммсаре Правда и справедливость (спектакль, поставленный В.Пансо, назывался Человек и бог).
В каждой его роли для Ярвета был важен пластический рисунок, дающий образ в движении, в точно найденном пластическом жесте. «Роль начинается с ног», – утверждал он. Начав как артист комического направления, он стремился к созданию трагикомических и сложных драматических характеров. В начале 1960-х он пристально вглядывается в «маленького человека», вживаясь в его непростую жизнь. Это такие роли, как кочегар Паллада (Гибель эскадры А.Корнейчука), шут (Королю холодно А.Таммсааре), Петушков (Живой труп Л.Н.Толстого), архивариус (Вор в раю Эдуардо де Филиппо).
Вершиной его творчества стали роли, сыгранные во второй половине 1960-х – король Клавдий в спектакле Гамлет по У.Шекспиру, Креон в Антигоне. Самым большим успехом в кино стала роль короля Лира в одноименном фильме Г.Козинцева (1970). Этому предшествовала еще одна его этапная роль, штурмбанфюрера Виндиша, в фильме Безумие, сыгранная в 1968 на студии Таллинфильм. Ярвет сыграл роль человека, которым овладела идея превосходства арийской расы. Фашисткая система сделала его великим, и он платил ей фанатичной преданностью. Так начинал Ярвет исследовать тему безумия, продолжив ее в Короле Лире.
Роль короля Лира принесла ему мгновенную славу. В этой роли он далек от погружения в пучину безумия как такового. Напротив, отбросив былые королевские регалии и символы власти, герой Ярвета сбрасывал оболочку фальши, становясь просто страдающим и сострадающим человеком. Умерев как король, Лир рождался заново как человек, в жестоких и кровавых мучениях. Он заново учился мыслить, сопереживать ближнему, познавать сложный и страшный мир человеческих страстей. Его слова прозрения были больше похожи на внутренний монолог с собственной совестью, с собственными ранами души. Глубокое проникновение в сложнейший внутренний мир человека проявилось в таких ролях моноспектаклей, как Поприщин (Записки сумашедшего Н.В.Гоголя) и Крэппа (Последняя лента Крэппа С.Беккета), поставленные в театре Ванемуйне в Тарту в 1970-е. Так происходила эволюция творчества Ярвета от артиста пластического рисунка до мастера внутреннего психологизма.
Тема, связанная с кругом шекспировских идей и героев – сквозная в его творчестве. Он неслучайно играл в ряде шекспировских пьес, в 1980 сыграл Полония в Гамлете, и даже сыграл самого Шекспира в пьесе Бинго Э.Бонда, в 1981.
Умер 5 июля 1995.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Счастье Андруса (1955), Безумие (1968), Мертвый сезон (1968), Король Лир (1970), Комитет 19-ти (1972), Солярис (1972), Опасные игры (1975), Школа господина Мауруса (1976), Берега (1977), Отель «У погибшего альпиниста» (1979), Гибель 31 отдела (1980), Лесные фиалки (1980), Сказка, рассказанная ночью (1981), Лицом к лицу (1986), Филипп Траум (1989), Хроника сатаны-младшего (тв: Филипп Траум, 1989), Улица мира (1991), Время вашей жизни (1992), Лукас (1992), Он свое получит (1992), Свечи во мраке (1992), Слеза дьявола (1992), Тайна королевы Анны, или мушкетеры тридцать лет спустя (1993)
Екатерина Юдина
Орав Ы.Ю. Юри Ярвет. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»