ВРАГОВА, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ВРАГОВА, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА (наст. фамилия Гюрджянц) (р. 1953), русский режиссер. Родилась 31 марта 1953 в Ереване в семье военнослужащего. В 1972 поступила в ГИТИС на режиссерский факультет в Мастерскую народного артиста СССР Ю.А.Завадского. Свой первый спектакль Весенние перевертыши по повести В.Тендрякова поставила в Кировском театре юного зрителя в 1974, будучи еще студенткой. В 1975 в г. Шадринске вышел ее спектакль Ковалева из провинции И.Дворецкого. После окончания института стала работать в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина. Поставила Пятый десяток А.Белинского, спектакль имел большой зрительский успех и прошел более 500 раз. Первая в Москве осуществила постановку пьесы сибирского драматурга Романа Солнцева Ждем человека, в которой «рабочий класс был явлен не гегемоном, а послушным стадом». Партийные власти по идеологическим соображениям дважды не принимали спектакль, после существенных изменений он был принят, но недолго задержался в репертуаре. Спектакль был снят, а договор с режиссером расторгнут. Два года Гюрджанц не работала, в 1981 ее пригласил в свой театр главный режиссер Нового драматического театра В.В.Ланской. Здесь Врагова поставила Унтиловск Л.Леонова, Монолог на городской площади Г.Зубкова и Отель Забвение Р.Ибрагимбекова – спектакли, вызвавшие интерес театральной общественности. В 1986 М.Н.Царев передает ей свой последний курс Театрального училища имени М.С.Щепкина, на основе которого она в 1988 создает Театр-студию «На Спартаковской». Первый спектакль театра – Дорогая Елена Сергеевна Л.Разумовской. С этим спектаклем театр выехал на гастроли в США, которые прошли с огромным успехом. Врагову пригласили на чтение лекций об актерском мастерстве и новаторских движениях в современном театре в крупнейшие университеты США: в Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелесе. В 1990 выходит спектакль Ищет встречи, построенный на импровизации. Следующая работа – Расплюевские веселые дни по пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1990) на фестивале «Игры в Лефортово» получила несколько призов, в том числе «За лучшую интерпретацию классики». В 1991 Врагова ставит спектакль Видео. Бокс. Пуля, названный критиком «ошеломляющим авангардом», «балетом-оперой», «ритуалом», «советской литургией». Затем в репертуаре театра появился спектакль Посмеемся, спектакли для детей – Зайка-Зазнайка и Трусохвостик С.Михалкова и новогодняя сказка Путешествие в страну Мушкетерию.
В 1995 Врагова выпускает программный спектакль Катерина Ивановна Л.Андреева, сделанный в стиле русского модерна. На главные роли были приглашены артисты Театра сатиры Елена Яковлева и Юрий Васильев. Спектакль участвовал в Белградском театральном фестивале, в одной из газет был назван «спектаклем, прокладывающим новые пути в искусстве». В том же году театр был переименован в «Модернъ» – название, которое более соответствовало направлению театральных поисков художественного руководителя. В 1998 Врагова выпустила две премьеры – вторую редакцию Расплюевских веселых дней А.Сухово-Кобылина и Счастливое событие С.Мрожека. В Счастливом событии на главную роль был приглашен артист Театра сатиры Спартак Мишулин. В спектакле было еще одно открытие актера – дебют Семена Ковальского. Философскому абсурду Мрожека Врагова нашла адекватную театральную форму, используя приемы клоунады, условной игры и психологического театра. Счастливое событие стал одним из ярких спектаклей Москвы. В августе 2000 театр «Модернъ» участвовал в фестивале городских театров в городе Будва (Черногория), спектакль Ищет встречи был восторженно принят зрителями. Сама Врагова неоднократно представляла Россию в качестве члена жюри Белградского театрального фестиваля БИТЕФ. В октябре 2000 на гастроли в Белград был приглашен спектакль Счастливое событие. Фонд развития и поддержки театра под руководством О.П.Табакова наградил Врагову за успехи в «театральном строительстве». В театре «Модернъ» работает небольшая труппа, среди молодых артистов уже приобрели известность Олег Царев, Сергей Пинегин и другие, здесь начинала ныне популярная актриса Оксана Мысина.
Врагова – член Совета по культуре при президенте России, председатель Комиссии «Культура и детство», член экспертного совета при Комитете по культуре, член редколлегии журнала «Театральная жизнь». В 2001 в театре «Модернъ» состоялась премьера пьесы Сон императрицы известного тележурналиста Андрея Максимова, выступивший и в качестве режиссера спектакля, а главную роль сыграла Илзе Лиепа.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»