ВОЛОНТЕ, ДЖАН МАРИЯ
ВОЛОНТЕ, ДЖАН МАРИЯ (Volonte, Gian Maria) (1933–1994), итальянский актер театра и кино. Родился 24 апреля 1933 в Милане в семье владельца небольшой фабрики. В 18 лет присоединился к бродячему актерскому коллективу, где был не только актером, но также бутафором, электриком и т.д. Учась в национальной Академии драматического искусства в Риме, выступал в различных театральных труппах. В 1957 с успехом сыграл Ипполито в трагедии Ж.Расина Федра (римский театр «Сант'Эразмо»), организовал собственную труппу. Однако в полной мере актерская индивидуальность Волонте раскрылась в миланском «Пикколо-театро» («Малый театр») под руководством режиссера Дж.Стрелера, известного своими политически ангажированными спектаклями. Актер сыграл десятки ролей на сцене, в том числе таких персонажей, как Астров в Дяде Ване А.П.Чехова и Рогожин в Идиоте по Ф.М.Достоевскому.
Первой крупной работой Волонте в кино стала роль убитого мафией профсоюзного лидера Сальваторе Карневале в фильме братьев Тавиани и В.Орсини Человек, которого надо сжечь (Un uomo da bruciare, 1962). Общественный резонанс, вызванный этой картиной, вдохновил актера на дальнейшую работу в жанре социально-политической драмы – фильмы Террорист (Il Terrorista, 1963), Четыре дня Неаполя (Le quatro giornate di Napoli, 1963), посвященные антифашистскому движению в Италии. При этом Волонте не пренебрег предложением режиссера С.Леоне сыграть колоритных негодяев в его «спагетти-вестернах» За пригоршню долларов (A Fistful of Dollars, 1964; За несколько лишних долларов (For a Few Dollars More, 1966), благодаря чему итальянец с густыми черными бровями и пышной шевелюрой стал известен в мире жанрового коммерческого кино. Своеобразным синтезом вестерна и политического фильма стала Золотая пуля (Quien sabe?, 1965) Д.Дамиани, где Волонте пластически ярко и импульсивно изобразил стихийного бунтаря и бродягу мексиканца Чунчо. Но главной сферой творческих интересов актера оставалось политическое кино на итальянском материале, достигшее своего расцвета в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В фильме Э.Петри Каждому свое (A ciascuno il suo, 1967) Волонте играет сицилийского учителя, пытающегося провести независимое расследование политического убийства своих земляков и терпящего трагическое фиаско. Другая роль в фильме Петри Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, 1969) не только подтверждает высокую актерскую репутацию Волонте, но и открывает новую грань в политическом кинематографе: главный герой фильма не имеет ничего общего с прогрессивными убеждениями, напротив, он садист, убийца и неврастеник, уверенный, что мундир полицейского сделает его недоступным для правосудия.
Пытаясь совместить свои художественные пристрастия с реальной жизнью, Волонте становится депутатом от Итальянской компартии, пытается уйти из системы коммерческого кино, проводит акции протеста, однако в своей экранной ипостаси добивается куда большего эффекта. Галерею борцов и мучеников итальянского политического экрана пополняют Альдо Черви (Семь братьев Черви – I sette fratelli Cervi, 1967), инженер Маттеи (Дело Маттеи – Il caso Mattei, 1972), Бартоломео Ванцетти (Сакко и Ванцетти – Sacco e Vanzetti, 1971), рабочий Эмилио Р. (Подозрение – Il sospetto, 1974), шахтер Грегорио (События на руднике Марусиа – Actas de Marusia, 1975), коммунист Эссара (Огро – Ogro, 1980). Не менее любопытны у Волонте и антигерои этого жанра: трус и конформист рабочий Лулу Масса из фильма Рабочий класс идет в рай (La classe operaia va in paradiso, 1971), продажный журналист в политическом памфлете М.Белоккио Поместите чудовище на первую полосу (Sbatti il mostro in prima pagina, 1972), председатель в Тодо модо (Todo-modo, 1975). Наиболее значительным и по-человечески симпатичным персонажем из всех «политизированных» героев Волонте стал писатель и художник Карло Леви, направленный в ссылку в глухую провинцию в годы правления Муссолини (Христос остановился в Эболи – Cristo si e fermato a Eboli, 1979).
В 1980-е годы Волонте еще снимается в фильмах с политической интригой (Дело Моро – Caso Moro, Хроника объявленной смерти – Cronaca di una morte annunciata, оба 1986), но популярность политического фильма резко идет на убыль, и актер, все реже появляясь на съемочной площадке, предпочитает уделять главное время театру. В числе его последних героев в кино древнегреческий врач и философ Зенон (Философский камень – L'Oeuvre au noir, 1988), педагог Песталоцци (Гора Песталоцци – Pestalozzis Berg, 1989).
Умер Волонте во Флорине (Греция) 23 ноября 1991.
Богемский Г. Джан Мария Волонте. М., 1984
Викторова Е. Джан Мария Волонте. Любовь и ярость. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»