ВИТТИ, МОНИКА
ВИТТИ, МОНИКА (Vitti, Monica) (р. 1931), итальянская актриса театра и кино. Настоящее имя Мария Луиза Чеччарелли (Maria Louisa Ceciarelli). Родилась 3 ноября 1931 в Риме. Рано увлеклась театром, с десяти лет принимала участие в школьной самодеятельности. В 1953 окончила Римскую Академию драматического искусства, выступала на подмостках римских театров в пьесах Мольера, А.Миллера, Э.Ионеско, Б.Брехта и даже в запрещенной в Италии Мандрагоре Н.Макиавелли. Свой сценический псевдоним образовала от фамилии своей матери Аделины Виттилья.
Дебютировала в кино эпизодической ролью в фильме Скачи, скачи, скачи (Ridere Ridere Ridere, 1955). Первые несколько работ – случайные проходные роли. Сезон 1956–1957 играла в римском театре «Театро Арлекино», где познакомилась в классиком итальянского кино М.Антониони. Он поставил спектакль с участием Витти, пригласил ее озвучить актрису Дориан Грей в фильме Крик (Il grido, 1957). Витти, аристократичная, интеллектуальная и холодная актриса, как нельзя лучше соответствовала фильмам Антониони. Начиная с Приключения (L'avanture, 1959) сыграла главные роли тетралогии Ночь (La Notte, 1960), Затмение (L'eclisse, 1962), Красная пустыня (Le Deserto Rosso, 1964). Работа в Приключении сделала из нее кинозвезду на роли женщин, которые, запутавшись в своих любовных отношениях и перестав получать от них удовлетворение, способны в мгновение ока разорвать бывшие связи. Оставшись в одиночестве, героини Витти в поисках душевного равновесия и психологической гармонии обычно заводят новые романы. Но ни в одном романе они не находят того, что ищут, – духовности и сердечности. За роль в Приключении Витти была награждена в 1961 Премией Британской киноакадемии. В фильмах Антониони внутренняя изолированность и опустошенность героинь Витти дополнена холодными и словно необитаемыми урбанистическими пейзажами. От фильма к фильму болезненность персонажей Витти нарастает, в Красной пустыне ее героиня уже психически больна. В конце 1960-х годов Витти и Антониони расстались. Лишь однажды она сыграет в его более поздней картине Тайна Обервальда (Il Mistero di Oberwald, 1980) по пьесе Ж.Кокто Двуглавый орел, в которой исполнила мелодраматическую роль королевы Елизаветы Австрийской.
В второй половине 1960-х годов Витти неожиданно проявляет незаурядный талант умной комедийной актрисы, снимаясь во многих сатирическких, эксцентрических комедиях, например в английском фильме Модести Блейз: красотка, которая убивает (Modesty Blaise, 1966) Дж.Лоузи. Героиню этого фильма часто называют британским «клоном» американского Джеймса Бонда. Этот персонаж Витти не имел ничего общего с психопатическими неврозами утонченных и истомленных скукой леди в фильмах Антониони, последователи которого часто предлагали Витти роли в своих эпигонских лентах. Но Витти оказалась самостоятельной актрисой и навсегда порвала со своим «усталым» прошлым. Ее новые героини были находчивы, жизнелюбивы, острумны, умели петь и танцевать. Такова героиня в фильме Девушка с пистолетом (La Ragazza con la pistola, 1968; в русском прокате Не промахнись, Асунта!) М.Моничелли; за эту роль Витти получила Премию МКФ в Сан-Себастьяне. В этом же ряду ее работы в картинах Драма ревности (Dramma della gelosia, 1970) Э.Сколы, Такими уж мы, женщины, созданы (Noi donne siamo fatte cosм, 1971) Д.Ризи, Тереза-воровка (Teresa la ladra, 1973) К.Ди Пальма, Безумные постели (Letti selvaggi, 1979) Л.Дзампы, Гостиничный номер (Camera d'albergo, 1981) Моничелли, Я знаю, что ты знаешь, что я знаю (Io so che tu sai che io so, 1982) А.Сорди и другие.
В 1970–1980-х годах Витти в основном играет в театре, но с кино не порывает, иногда обращаясь к драматическим ролям, как в Пацифисте (La Pacifista, 1970) М.Янчо, Призраке свободы (Le Fantоme de la liberté, 1974) Л.Бунюэля, в Государственных интересах (Ragione di stato, 1977) А.Кайата. В 1983 написала сценарий фильма Флирт, получившего на МКФ в Берлине «Серебряного Медведя» (реж. Р.Руссо). В 1989 поставила мелодраму Тайный скандал (Scandalo segreto), в котором сыграла одну из ролей. В 1995 на МКФ в Венеции была награждена «Золотым Львом» за вклад в киноискусство.
Антониони об Антониони. М., 1986
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»