ВИЛЬКИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
ВИЛЬКИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1943), русский актер, режиссер. Народный артист РФ (2001). Родился 25 июля 1943 в Москве в семье хирургов. Дед по материнской линии, Н.Н.Муратов, был актером в охлопковском Реалистическом театре, затем художественным руководителем драматической труппы в Кишеневе. Мать-хирург в юности занималась в театральной студии С.Михоэлса.
Окончив школу, поступил в Медицинский институт, который вскоре оставил. В 1961 – студент актерского факультета Театрального училища им. Б.В.Щукина при Вахтанговском театре. В 1965 принят в труппу Театра на Таганке. Переиграв множество бессловесных и эпизодических ролей, получил роль Маяковского в любимовском спектакле Послушайте! (1967). В 1976 сыграл современного интеллигента в Обмене (по повести Ю.Трифонова). В следующем году критика отметила его нетрадиционную трактовку Тартюфа в одноименной комедии Мольера. Присматриваясь к режиссерской работе Ю.Любимова, ассистируя ему на спектаклях Обмен, Тартюф, Деревянные кони, Мастер и Маргарита и др., Вилькин решил стать режиссером и вернулся в Щукинское училище – на режиссерский факультет. В 1967–1972 служил актером в театре на Таганке, ставил спектакли на радио и телевидении.
В 1972 защитил режиссерский диплом красноярской постановкой Бегства из Гренады Г.Полонского. В 1970-е годы ставил спектакли в Омске, Риге, Челябинске, Вильнюсе, Ярославле, Москве и др. городах. Театральная критика отмечала в его работах чувство острой формы и изящество, воспитанные вахтанговской школой, в сочетании с тонким мхатовским психологизмом – редчайшее качество в современной режиссуре.
В 1978 много споров вызвала его постановка чеховской Чайки в Театре им. Вл.Маяковского. По режиссерской концепции, в таланте было жестко отказано и Треплеву, и Нине Заречной, поскольку они больше любили себя в искусстве, чем искусство в себе. Событием иного характера стали Усвятские шлемоносцы по повести Е.Носова в ЦТСА (1980). Спектакль оказался удивительно человечным, он с любовью высветил душевные особенности русского народного характера, проникновенно передал дух высокой человеческой трагедии.
В течение нескольких лет Вилькин плодотворно сотрудничал с польскими театрами. В 1988 он поставил Вишневый сад А.П.Чехова и Мандат Н.Р.Эрдмана в Театре Польском в Щецине, там же Двенадцатую ночь У.Шекспира (1997) и в прославленном театре «Повшехна» – И дольше века длится день (по Ч.Айтматову, 1988). В 1998 в Польше на международном Шекспировском фестивале спектакль Двенадцатая ночь У.Шекспира в постановке А.М.Вилькина был удостоен первой премии, а за «выдающиеся достижения в развитии современного театра Польши» он был награжден орденом «Поморский гриф».
В 1995 Вилькин организовал театральный центр «Вишневый сад», где экспериментирует в самых разных жанрах: спектакль для одной актрисы по прозе, стихам, дневникам О.Берггольц, детский мюзикл по сказке Волынщик из Стракониц Й.Тыла (1996), в его постановке идут Стеклянный зверинец Т.Уильямса (1997) и Театр остановившегося времени Э.Ионеско (2000) и др. В 1999 А.М.Вилькин получил первую премию за лучшую мужскую роль в спектакле Тартюф на Международном театральном фестивале «Славянские встречи» в г.Брянске, в том же 1999 – премию Мэрии Москвы за режиссуру спектаклей Стеклянный зверинец Т.Уильямса, Тартюф Ж.-Б. Мольера и Как быстро кончается жизнь… О.Берггольц в МТЦ «Вишневый сад».
Вилькин – художественный руководитель режиссерского курса в Щукинском училище.
Рудницкий К. Играем Чехова. Вопросы театра. М., 1986
Вилькин А. Отчего стрелялся Константин? – Современная драматургия, 1988, №8
Михайлова И. Вишневому театру цвесть! – Московская правда, 1996, 28 ноября
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»