УСТИНОВ, ПИТЕР
УСТИНОВ, ПИТЕР (Ustinov, Peter) (1921–2004), английский актер, драматург, прозаик, сценарист, режиссер. Более всего известный как харaктерный актер, чьи работы отмечены двумя «Оскарами», тремя «Эмми» и премией «Грэмми» за лучшую запись для детей в Пете и волке (1959), он также высоко чтим как драматург, режиссер и продюсер. Драматургия Устинова и его актерская карьера часто неразделимы – в течение многих лет он играл в пьесах и фильмах собственного сочинения.
Устинов родился 16 апреля 1921 в Лондоне. У него русские предки: дед был офицером царской армии, отец – известный журналист, мать – превосходная пианистка. Дебют Устинова на профессиональной сцене состоялся в 17 лет, после окончания Вестминстерской школы и Лондонской театральной школы. Он сыграл старика в спектакле Леший (The Wood Demon) А.П.Чехова. Эта роль в какой-то степени показательна: в актерской карьере Устинова много ролей, в которых он проявляет талант имитатора и мастерство возрастного перевоплощения. Во время Второй мировой войны, с 1942 по 1946, служил в Британской армии в полку Ройял-Сассекс.
К концу 20 в. Устинов снялся более чем в 70 фильмах в Риме, Лондоне и Америке. Свою первую награду от Академии киноискусства получил за роль римского императора Нерона в Камо грядеши (Quo Vadis, 1951) и дважды получал «Оскара» за роли второго плана – в Спартаке (Spartacus, 1960; реж. С.Кубрик, по роману Г.Фаста) и Топкапи (Topkapi, 1964; по роману Дневной свет Э.Амблера). Среди других памятных ролей – владелец цирка в фильме Лола Монтес (Lola Montes, 1955); потешный заключенный, подельник Х.Богарта в Мы не ангелы (We're No Angels, 1955); Руперт Веннекер в Бродягах (The Sundowners, 1960); капитан Вир в собственной версии Устинова Билли Бадда по Г.Мелвиллу (Billy Budd, 1962); князь Отто в Леди Л. (Lady L., 1965); посол Пинада в Комедиантах по роману Г.Грина (The Comedians, 1967; приз нью-йоркских критиков); Маркус Пендлтон/Цезарь Смит в Горячих миллионах (Hot Millions, 1968; номинация на «Оскара» за сценарий); врач в фильме Хаммерсмит вышел на волю (1972; специальная премия XXII МКФ в Западном Берлине); шофер грузовика в Большом кукольном ограблении (Great Puppet Caper, 1981), и главная роль в Чарли Чан и проклятье королевы драконов (Charlie Chan and the Curse of the Dragon Queen, 1981). Устинов сыграл также эксцентричного бельгийского сыщика Эркюля Пуаро в шести фильмах по произведениям Агаты Кристи для кино (1970–1980, в том числе Смерть на Ниле, 1978) и трех для телевидения (в 1985 и 1986).
Человек многих театральных дарований, Устинов написал и поставил пьесу Любовь четырех полковников (The Love of Four Colonels, 1951), в которой сам и играл; написал и сыграл главную роль в пьесе Романов и Джульетта (Romanoff and Juliet, 1956; в 1961 экранизирована, Устинов выступил и как продюсер). Написал и поставил пьесу На полпути к вершине (Halfway up the Tree, 1967), сыграл (в 1967) в своей пьесе Неизвестный солдат и его жена (The Unknown Soldier and His Wife), в 1973 открыв этим спектаклем Новый Лондонский театр, исполнил роль великого композитора в своей комедии Десятая симфония Бетховена (Beethoven's 10th, 1983). В 1979 сыграл главную роль в шекспировском Короле Лире (г. Стратфорд, пров. Онтарио, Канада). В 1990 имел огромный успех по обе стороны Атлантики в моноспектакле Вечер с Питером Устиновым (An Evening with Peter Ustinov).
Репутация Устинова-кинорежиссера основана на переложениях для экрана его пьес Романов и Джульетта (1961), Билли Бадд (1962), «черной» комедии Хаммерсмит вышел на волю (1972) с участием Элизабет Тейлор и Р.Бертона, а также Леди Л. с Софи Лорен и П.Ньюменом.
Телевизионные достижения Устинова отмечены премиями «Эмми» (Академии телевизионных искусств и наук) за спектакли Жизнь Сэмюела Джонсона (The Life of Samuel Johnson, 1957), Босой Сократ в Афинах (Socrates in Barefoot in Athens, 1966), Герман Вашингтон в летнюю бурю (Herman Washington in Storm in Summer, 1970). Среди других работ на телевидении – Разговор с лордом Нортом (Conversation with Lord North, 1971), главная роль в Гидеоне (Gideon, 1971), Рассказчик в Могущественном континенте (Mighty Continent, 1974), Ирод в Иисусе из Назарета (Jesus of Nazareth, 1977), Халиф в Багдадском воре (The Thief of Baghdad, 1978), Рассказчик во Вселенной Эйнштейна (Einstein's Universe, 1979), Устинов принимает Паваротти (Ustinov Meets Pavarotti, 1993), Гость и Рассказчик Внутри Ватикана (Inside the Vatican, 1994) и Морж в Алисе в Стране Чудес (Alice in Wonderland, 1999). Во многих городах мира Устинов ставил оперы.
Плодовитый писатель, Устинов выпустил сборники рассказов Чуточку жалости впридачу (Add a Dash of Pity, 1959), Морские границы (The Frontiers of the Sea, 1966), Жизнь как оперетта (Life is an Operetta: and Other Short Stories, 1997), романы Проигравший (The Loser, 1961), Крамнэгел (Krumnagel, 1971), Старик и миссис Смит (The Old Man and Mrs. Smith, 1991) и Мсье Рене (Monsieur Rene, 1999). Автор исторического исследования Моя Россия (My Russia, 1983) и автобиографических произведений О себе любимом (Dear Me, 1977), Устинов во всех подробностях (Ustinov at Large, 1993) и Устинов все еще во всех подробностях (Ustinov Still at Large, 1994).
Плодотворна была и общественная деятельность Устинова. Посол по особым поручениям при Детском фонде с 1969, Устинов был награжден премией «За отличную службу» (1978) и международной премией «За помощь детям» (1995). В 1975 стал кавалером Ордена Британской Империи, в 1990 был возведен в рыцарское достоинство.
Умер 28 марта 2004 в Швейцарии.
Устинов П. День состоит из трех тысяч двухсот секунд. М., 1985
Устинов П. Моя Россия. М., 1986
Устинов П. Крамнэгел. М., 1986
Устинов П. О себе любимом. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»