ЦЕРЕТЕЛЛИ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
ЦЕРЕТЕЛЛИ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (наст. фамилия и имя Саид Мир Худояр Хан) (1890–1942), русский актер, режиссер. Родился 1 (13) октября 1890 в Москве. Сын бухарского принца, внук бухарского эмира. Фамилию получил от отчима. В январе 1912 поступил учиться на курсы драмы А.И.Адашева. Участвовал в массовых сценах Царя Эдипа с А.Моисси. Был приглашен М.Рейнхардтом в труппу Немецкого театра играть в пантомиме Сумурун. В апреле того же года уехал за границу (Вена, Мюнхен, Париж), осенью вернулся в Москву на курсы. Осенью 1913 был принят сотрудником в Московский Художественный театр. Летом 1913 и 1914 играл в антрепризе А.А.Асинга. За годы работы в Художественном театре играл роль Второго слуги в гостинице (Хозяйка гостиницы К.Гольдони), первого, второго и четвертого Гостя (Каменный гость А.Пушкина), Сахара (Синяя птица М.Метерлинка), Судебного пристава (У царских врат К.Гамсуна), Кучера (Смерть Пазухина М.Салтыкова-Щедрина).
В 1916 ушел из МХТ, был приглашен А.Я.Таировым в Камерный театр, где дебютировал в роли Кифареда (Фамира Кифаред И.Анненского, 1916). За время работы в театре, лучшее время своей театральной поры, сыграл Гяура (Голубой ковер Л.Столицы, 1917), Иоаканаана (Саломея О.Уайлда, 1917), Арлекина (Король Арлекин Р.Лотара, 1917), Солдата (Ящик с игрушками К.Дебюсси, 1917), Мориса Саксонского (Адриенна Лекуврер Э.Скриба и Э.Легуве, 1919), Джилио (Принцесса Брамбилла по Э.Т.А.Гофману, 1920), Ромео (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1921), Ипполита (Федра Ж.Расина, 1922), Мараскина (Жирофле-Жирофля Ш.Лекока, 1922), Четверга (Человек, который был Четвергом по Г.Честертону, 1923), Ибена (Любовь под вязами Ю.О'Нила, 1926), Гемона (Антигона В.Газенклевера, 1927), Казакова (Сирокко, первая советская оперетта, 1928; либретто В.Зака и Ю.Данцигера, муз. Л.А.Половинкина). В 1924 на сезон ушел из труппы Камерного театра, играл в Государственном новом драматическом театре Руделико в пьесе А.В.Луначарского Поджигатели (реж. К.Эггерт и К.Сварожич).
В 1929–1934 режиссер в Театре оперетты, участвовал в постановках опер Русалка, Богема в Большом театре. В 1934–1940 работал в областных театрах – Калининском драматическом, Могилевском русском драмтеатре, Костромском драматическом. Им осуществлены постановки спектаклей Хозяйка гостиницы К.Гольдони, Адриенна Лекуврер Э.Скриба и Э.Легуве в Калинине. На сцене Русского государственного драматического театра БССР (Минск) совместно с Д.А.Орловым поставил Анну Каренину по роману Л.Толстого, где играл Вронского.
Снимался в кино, первая роль – Сережа в картине Елена Павловна и Сережа (реж. В.Висковский, 1915). В дореволюционных фильмах сыграл роли Антека (Сильнее смерти, реж. Висковский, 1915); Поэта (Хвала безумию, реж. А.Уральский, 1916); Молодого матроса (За право первой ночи, 1916); Петра-садовника (И раб дерзнул, 1916); композитора Алонова (Зеленый паук, 1916); Марка Руднецкого (Шахматы жизни, реж. Уральский, 1916); журналиста Несмелова (Марионетки рока, реж. Е.Бауэр, 1917). Роли в советских кинофильмах – инженер Лось, Спиридонов (Аэлита, реж. Я.Протазанов, 1924); кинооператор Лагутин (Папиросница из Моссельпрома, реж. Ю.Желябужский, 1924); художник Христофоров (Яд, реж. Е.Иванов-Барков, 1927). Выступал на эстраде как чтец.
В 1940–1941 работал в Ленинградском театре Комедии, где исполнил роль Камило в Валенсианской вдове Лопе де Вега.
В декабре 1941 Церетелли был эвакуирован из Ленинграда. Умер Церетелли в Кирове 6 февраля 1942.
Церетели Н.М. Русская крестьянская игрушка. М., 1933
Шведова О., Самаркина О. Человек новой эпохи. – Театральная жизнь, 1987, № 9
Сергеев Б. Актер, режиссер, внук эмира. – Советская культура, 1990, № 41, 13 октября
Сбоева С. Актер в театре А.Я.Таирова. – В кн.: Русское актерское искусство ХХ века, вып. 1. СПб, 1992
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»