ТРАВОЛТА, ДЖОН
ТРАВОЛТА, ДЖОН (Travolta, John), американский киноактер. Родился 18 февраля 1954 в Энглвуде (шт. Нью-Джерси) в итало-ирландской семье. С детства занимался танцами, посещал актерскую студию. В 16 лет был принят в труппу местного сезонного театра «Саммерсток» для исполнения «ролей без слов», но вскоре стал одним из любимцев публики, а в начале 1970-х нашел место на нью-йоркской сцене (в частности, играл одну из ролей в мюзикле Бриолин, Grease). Одновременно дебютировал на телевидении, удачно вписавшись в актерский ансамбль популярных «мыльных опер». Успехи на телевидении и бродвейских подмостках (спектакль Отель «Ритц», The Ritz) открыли Траволте дорогу в Голливуд. После череды проб и отказов он, наконец, получил небольшие роли – сначала в мистическом триллере Р.Фуста Дьявольский дождь (The Devil's Rain, 1975), а затем в нашумевшем фильме ужасов Б.Де Палмы Кэрри (Carrie, 1976).
Однако первым крупным успехом Траволта был обязан не кино, а телевидению, именно телесериалу С возвращением, Коттер! (Welcome Back, Kotter, 1975–1979), где актер смог продемонстрировать свои танцевальные и драматические способности в роли вожака «трудных» подростков Винни Барбарино. Этот сериал, шедший в США на протяжении четырех лет, и стал для Траволты столь необходимой прелюдией к его первой звездной роли в кино – в молодежной мелодраме Лихорадка субботнего вечера (Saturday Night Fever, 1977) Д.Бэдхема. Образ Тони Манеро – скромного тинейджера из Бруклина, который по вечерам преображается в короля дискотеки, ознаменовал собой новую эпоху в молодежной субкультуре: на смену простоволосым и небрежно одетым «детям-цветам» пришел герой эпохи диско – идеально причесанный голубоглазый красавец-брюнет в белом костюме. Фильм стал мировым хитом, Траволта был номинирован на «Оскар», а классик американского танцевального фильма Ф.Астер назвал его своим преемником.
Несмотря на явную неудачу фильма Миг за мигом (Moment by Moment, 1978), где Траволта также сыграл главную роль, его популярность росла. В 1979 это подтвердила экранизация Бриолина (Grease, 1978) – бродвейского мюзикла, в котором актер когда-то танцевал в массовке. Став законодателем нового стиля на экране, Траволта преуспел и как певец, его пластинки вошли в первую десятку американского хит-парада. Его дальнейшие работы в кино также не позволяли сомневаться в творческих способностях и благосклонности фортуны. В Городском ковбое (Urban Cowboy, 1980) его пластичный герой вписался в мир исконного вестерна, в Проколе (Blow Out, 1981, реж. Б.Де Палма) Траволта сыграл психологическую роль виртуоза-звукооператора, раскрывающего политическое убийство, а в музыкальной драме Оставаясь живым (Staying Alive, 1983) вновь вывел на экран Тони Манеро – теперь уже наставника молодых танцоров, талант и упорство которого вознаграждались сольной партией в бродвейском мюзикле. Последний фильм, где партнершей Траволты стала певица Оливия Ньютон-Джон, также приобрел культовый статус у молодежи.
Вслед за этим в карьере Траволты наступил затяжной спад. Ему не удавалось найти новый тип героя, новое возрастное амплуа. Фильмы Двое одного рода (Two of a Kind, 1983), Совершенный (Perfect, 1985), Эксперты (The Experts, 1989) попросту потерялись в прокатном потоке. Лирическая драма Посмотри, кто говорит (Look Who's Talking, 1989) и два сиквела (Посмотри, кто еще говорит, Look Who's Talking Too, 1990, Посмотри, кто теперь говорит, Look Who's Talking Now, 1993), хотя и имели кассовый успех, отнюдь не были бенефисом Траволты, сыгравшего в них роли второго плана. Новый, резкий импульс популярности Траволты был дан ролью Винсента Веги в фильме К.Тарантино Криминальное чтиво (Pulp Fiction, 1994): флегматичный, лениво-грациозный наркоман-киллер был крайне интересен и как герой американского социального пейзажа, и как автошарж на прежнего кумира эпохи диско. После этой роли актеру наперебой предлагают играть и положительных, и отрицательных героев, а фильмы с его участием становятся хитами голливудского мейнстрима. В Поймать Коротышку (Get Shorty, 1995) он вновь выступает как мафиози, в Сломанной стреле (The Broken Arrow, 1996) Д.Ву с обаянием и юмором изображает коварного злодея, а в следующем масштабном «фильме действия» того же Ву (Без лица, 1997) поочередно «влезает в шкуру» то благородного полицейского, то негодяя-гангстера. На пороге нового столетия актер стал охотно изображать героев, представляющих собой цвет и основу американского общества (губернатор Джек Стэнтон в Основных цветах, Primary Colors, 1998, адвокат Ян Шлихтман в Гражданском иске, A Civil Action, 1998, детектив Пол Бреннер в Дочери генерала, The General Daughter, 1999), добродетельных «средних американцев (Домашние неурядицы, Domestic Disturbance, 2001), но и они наделены обаянием.
Уолдмэн Н. Джон Траволта – высокое напряжение. – В кн.: Джон Траволта и Квентин Тарантино. Ростов-на-Дону, 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»