ТОМПСОН, ЭММА
ТОМПСОН, ЭММА (Thompson, Emma) (р. 1959), британская актриса театра и кино, сценаристка. Родилась 15 апреля 1959 в Пэддингтоне близ Лондона в семье театрального режиссера Эрика Томпсона и актрисы Филлиды Лоу. Окончила факультет английской литературы в Кембридже. Здесь же начала играть в студенческом театральном коллективе «Огни рампы», занималась выпуском университетских журналов.
В 1983 Томпсон была приглашена на Би-Би-Си, где с успехом выступала в популярных телесериалах и вела собственную программу. За участие в сериалах Тутти-Фрутти (Tutti Frutti) и Превратности войны (Fortunes of War) была удостоена премии Британской академии кино и телевидения. Фильм Бранаха Генрих V (Henry V, 1989, экранизация одноименной пьесы Шекспира), где актриса сыграла роль Катерины Французской, был номинирован на «Оскар». Сыграв ведущие роли в нескольких фильмах Бранаха (Снова мертв, Dead Again, 1991, Друзья Питера, Peter Friends, 1992, Много шума из ничего, Much Ado About Nothing, 1993), Томпсон разделила их успех и в начале 1990-х по праву была признана одной из звезд европейского кино. Примечательно, что в 1991 у актрисы был шанс сыграть главную роль в эротическом триллере П.Верхувена Основной инстинкт (Basic Instinct), но в итоге эту роль сыграла Ш.Стоун.
Фильмами, где у Томпсон не было соперниц, стали подчеркнуто британские по колориту (хотя и снятые в Голливуде) кинороманы Д.Айвори – Поместье Говардз Энд (Howard's End, 1992) и На исходе дня (The Remains of the Day, 1993). В первом она сыграла Маргарет Шлегель – миловидную, утонченную, но волевую женщину из среднего класса, в которую влюбляется немолодой английский аристократ («Оскар» за главную женскую роль). Во втором фильме героиня Томпсон, экономка в старинной родовой усадьбе, сама проникается пылкой страстью к пожилому дворецкому. Бесспорным успехом можно признать и более современную, психологически и социально, роль адвоката Гэрет Пирс в фильме Именем отца (In the Name of Father, 1993), посвященном деятельности ирландского подполья.
Новой актерской удачей стала роль Доры Кэррингтон (Кэррингтон, Carrington, 1995), талантливой художницы и безответно влюбленной женщины. Тогда же Томпсон с блеском дебютировала как сценаристка, адаптировав для экранизации классический английский роман Д.Остин Здравый смысл и чувствительность (Sense and Sensibility, 1995). Фильм режиссера Э.Ли (в российском прокате – Разум и чувство) стал одной из главных сенсаций киногода, сценарий Томпсон был отмечен «Оскаром» и «Золотым Глобусом», а ее актерская работа (Элинор Дэшуорт, старшая из двух сестер, олицетворяющая власть рассудка над порывистой женской натурой) – премией Британской академии кино и телевидения.
Не ограничиваясь исконно британскими темами и характерами, Томпсон нашла себя и в жанровых голливудских постановках. В фантастической комедии Младший (Junior, 1994) Томпсон не осталась в тени своих знаменитых партнеров – А.Шварценеггера и Д.Де Вито, в политической драме Основные цвета (Primary Colors, 1998) с иронией изобразила будущую «первую леди» Америки (явно имея в виду Хилари Клинтон), в триллере Поцелуй Иуды (Judas Kiss, 1998) сыграла агента ФБР.Тем не менее, ее коньком остались психологически-сложные героини с драматической судьбой – как, например, страдающая тяжелым недугом интеллектуалка Вивиан Биаринг в телефильме М.Николса Ум (Wit, 2001).
Кино США 90-х годов: новые звезды Голливуда. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»