ТЕЛЕШЕВА, ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА
ТЕЛЕШЕВА, ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА (1892–1943), русская актриса, режиссер, педагог. Родилась 26 января (7 февраля) 1892. Заслуженная артистка РСФСР (1933). Училась в известной драматической школе А.И.Адашева, в 1916 была принята во 2-ю Студию МХТ, где сыграла Лебедеву (дебютный спектакль Студии Зеленое кольцо З.Гиппиус), Игуменью (Некуда по Н.С.Лескову), Беатрис (Дама-невидимка П.Кальдерона), Екатерину I (Елизавета Петровна П.Смолина), при этом играла в спектаклях МХТ.
Еще в Студии начала свою режиссерскую деятельность, поставив спектакли Гроза А.Н.Островского (совм. с И.Судаковым) и Разбойники Ф.Шиллера (совм. с И.Судаковым и Б.Вершиловым). После слияния 2-й Студии с МХТ почти полностью переключилась с актерской работы на педагогическую и режиссерскую. Принимала участие в таких знаменитых постановках, как Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1927, совм. с Вершиловым), Мертвые души Гоголя-Булгакова (1932, совм. с В.Сахновским), под общим художественным руководством К.С.Станиславского. Участвовала в создании спектаклей Горе от ума А.Грибоедова (1938, совм. с Вл.И.Немировичем-Данченко), Последняя жертва Островского (1934, совм. с Н.Хмелевым и Г.Конским). Кроме МХАТа, Телешева работала в Центральном театре Красной Армии (спектакли Васса Железнова и Мещане, 1935, и, 1936, М.Горького), в 1932 поставила в б.Театре Корша Бесприданницу Островского.
С 1916 вела активную педагогическую деятельность: преподавала в театральной школе при 2-й Студии МХТ, в студии, руководимой Хмелевым, в ГИТИСе и ВГИКе.
Верная и преданная ученица Станиславского, Телешева неустанно пропагандировала его систему, ездила по периферии с циклами лекций. Принимала участие в организации творческих совещаний во МХАТе, призванных анализировать сущность и перспективы театрального метода Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Телешева в Москве 9 июля 1943.
Телешева Е. Режиссерский комментарий. – В кн.: «Васса Железнова». Материалы и исследования. М., 1946
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»