ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ
ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ. Имеет несколько значений.
Первые парижские варьете открылись в театрах бульваров в 18 в. Самое известное варьете Европы – берлинское «Wintergarden», 1886–1944. В России варьете распространились в 1860-е, что связано с ростом городского населения. Русское название варьете – кафешантан («Альказар», «Палас-театр», Петербург; Альказар в Москве на Садово-Триумфальной площади (будущий московский театр Эстрады), «Эрмитаж», театр Омона в Камергерском переулке, в саду «Аквариум», «Максим» на Дмитровке, Москва). Программа строилась на французский манер, но с русским привкусом: шансон, оперетта, цыганский хор. Пережив короткий подъем в эпоху НЭПа, варьете исчезли, возродившись уже в виде постперестоечных ночных клубов.
1. Театр под таким названием существовал в Ленинграде в 1930–1933 в бывшем помещении кабаре «Кривое зеркало» на Караванной улице. Труппу составляли характерные комики, актеры кабаре Л.Копьев, О.Малоземова, В.Лепко, С.Рахманов, А.Аввакумов, А.Чаров, Л.Семенова (ученица Н.Фореггера, прославившаяся исполнением главной женской роли в фильме А.Роома Третья Мещанская). Инициатор, руководитель и сценограф театра – Н.С.Сурин, главный режиссер Н.Хрущев (ученик Мейерхольда и Фореггера), композитор Н.Богословский, авторы В.Поляков, М.Левитин, В.Вознесенский. Театр работал по образцу Синей блузы, представляя небольшие сатирические пьесы, пародии, оперетты, интермедии (На лыжах, Уха из петуха, Чужой огород, политический памфлет Там, где цветет картофель, 1930–1931). В результате резкой критики, обвинившей театр в обывательском смехе, перешел на многоактные спектакли (Сказание о невидимом граде Ленинграде, режиссер В.Раппопорт, 1932) и вскоре закрылся.
2. Понятие, объединяющее театры, работающие в жанре постановки миниатюр (скетчи, пародии, оперетты, эстрадные номера). Характерна лаконичная форма спектаклей, как правило, сатирического или юмористического плана. Термин введен в 1908 театральным критиком А.Р.Кугелем. В 1910-х в Петербурге существовали Литейный, Интимный, Троицкий театры миниатюр, театр Бибабо, в Москве – Мамоновский, Петровский. Самый крупный театр миниатюр в Москве существовал в 1938–1946 и 1959–1987. В первый период своего существования им руководил В.Типот, в труппе работали М.Миронова, Р.Зеленая, А.Менакер, Т.Пельтцер. В 1940 театром руковил В.О.Топорков, в это время в театре сложился дуэт М.Миронова-А.Менакер. С 1959 театром руководил В.Поляков, в 1978 сложился дуэт В.Ильченко-Р.Карцев. С осени 1987 актер и режиссер театра М.Левитин (в 1982 он поставил спектакль Хармс! Чармс! Шардам! или школа клоунов по стихам Д.Хармса) основал свой театр «Эрмитаж», сменив направление деятельности театра. Со спектаклем Птичий полет Карцев и Ильченко покинули театр и основали свой театр миниатюр во главе с М.Жванецким.
В Ленинграде был свой театр миниатюр под руководством А.И.Райкина (1939–1982, Ленинград, 1982–1987 – Москва, с 1987 преобразован в московский театр «Сатирикон»).
К театрам малых форм относятся популярные в 1917–1922 многочисленные Теревсаты (театры революционной сатиры) и театры Синей блузы, а также Мастфор Н.Фореггера, театры при Домах творчества, в частности, послевоенный ночной театр «Синяя Птичка» при ЦДА ВТО.
К жанру театра малых форм принадлежат и кабаре 1910-х: «Летучая мышь» Н.Балиева, «Лукоморье», «Кривое зеркало», «Черный кот», Дом интермедий, «Бродячая собака» и «Привал комедиантов» Б.К.Пронина, а также эпохи НЭПа: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост», а также варьете – кафе с развлекательной программой из разножанровых номеров.
Елена Ярошевич
Уварова Е.Д. Эстрадный театр:миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983
Парадокс о драме. Сборник статей. М., 1994
Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»