ТАШКОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
ТАШКОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1927–2012), русский режиссер, сценарист, актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист Российской Федерации (1995). Родился 1 января 1927 в с.Быково Сталинградской области. Окончив в 1950 актерский факультет ВГИКа, снялся в нескольких фильмах, был ассистентом режиссера на фильме Первый эшелон и вторым режиссером на фильме Повесть о первой любви.
Несомненной удачей Ташкова стал фильм Приходите завтра (1963), где он выступил не только как режиссер, но и в качестве сценариста. История о девушке из далекого сибирского села, приехавшей поступать в московскую консерваторию, могла бы стать материалом для комедии нравов или музыкального фильма. Однако банальный конфликт между «человеком из народа» и столичной жизнью режиссер взял только в качестве отправной точки. Героиня отнюдь не идеализируется, в ней самой много нелепого и странного, но искренность и превосходная игра Е.Савиновой помогают смягчить оценки, а ее великолепный голос помог избежать ходульности и лживости, частых в фильмах о людях искусства. Режиссер умело пользуется «остранением», рассматривая события глазами разных героев. Показывая некогда талантливого, а ныне преуспевающего скульптора, который изменил своим творческим идеалам, режиссер рисует его не в сатирических, как принято, а в драматических красках.
Один из первых советских многосерийных телевизионных фильмов Майор «Вихрь» (1967, приз Всесоюзного фестиваля телефильмов в Москве, 1967) продемонстрировал, что Ташков мастер именно телевизионного кино, замечательно чувствующий специфику малого экрана. Многосерийный фильм Адъютант его превосходительства (1970, Большой приз и премия ВТФ в Минске, 1971, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1971) закрепил успех. Несмотря на различия исходного материала (в первом случае события Великой Отечественной войны, во втором – войны гражданской), у фильмов много общего. Действия бесстрашного советского разведчика в глубоком тылу врага лишь завязка интриги, обстоятельство, прибавляющее событиям внешнего драматизма, куда важнее разнообразные, постепенно раскрывающиеся характеры персонажей, среди которых нет заведомо и однозначно отрицательных. Режиссер чередует различные сюжетные линии, выстраивает ритм повествования, исходя из свойств самого жанра телефильма. Название фильма о разведчике Кольцове, работавшем в штабе деникинской армии, сделалось крылатым выражением. Прошел незамеченным титр «Первым чекистам посвящается», помещенный в начало картины, но остались в памяти роли, сыгранные Ю.Соломиным, В.Павловым, В.Стржельчиком и крохотный эпизод с Б.Новиковым.
Особую область творчества режиссера составляют экранизации известных литературных произведений. Им сняты картины Дети Ванюшина (1973) по пьесе С.Найденова, Уроки французского (1978, Большой приз ВТФ в Баку, 1979), в основу которого положен рассказ В.Распутина, и телесериал по роману Ф.М.Достоевского Подросток (1983), где роль Версилова с тонким проникновением в дух первоисточника сыграл О.Борисов.
В 1983 Ташков стал главным режиссером Театра-студии киноактера, где до этого выступал в качестве актера.
Режиссер работал до самой своей смерти. В 2011 он завершив свой последний фильм Три женщины Достоевского.
Умер Ташков 15 февраля 2012 в Москве.
Евгений Перемышлев
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»