СУЛЕРЖИЦКИЙ, ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ
СУЛЕРЖИЦКИЙ, ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ (1872–1916), русский режиссер, театральный деятель. Родился в Житомире 15 (27) сентября 1872. Когда мальчику был год, семья переехала в Киев, где отец открыл переплетную мастерскую. В 1884 Сулержицкий бросил гимназию, а в 1885 отец определил его в Киевскую рисовальную школу Мурашко. С 1885 до 1888 работал с В.М.Васнецовым на росписи Владимирского собора в Киеве. В семнадцать лет ушел в приднепровское село: работал у крестьян, учил крестьянских детей. В 1890 был принят на живописное отделение в Московское училище живописи, ваяния, зодчества (Строгановское училище), где проучился до 1894 (с 5 курса был исключен за «противоначальственные» выступления). В училище занимался вместе с Татьяной Толстой – дочерью Л.Н.Толстого, через которую попал в дом Толстых и познакомился с писателем.
Перепробовал различные профессии, освоил быт и говор улицы, скитался по ночлежкам и казармам. Организовал переселение сектантов-духоборов в Канаду. Работал в подпольной типографии, был арестован и отправлен в ссылку. Был матросом: в 1897–1898 служил на пароходе «Святой Николай», на судах черноморского торгового флота; ходил по российским портам (Новороссийск, Батум, Туапсе), в Японию, Китай, Индию, Сингапур, Стамбул.
Дружил с А.Чеховым и М.Горьким, через которых во время крымских гастролей сблизился с МХТ. Знакомство со Станиславским переросло в дружбу, но только в 1906, после берлинских гастролей театра, стал режиссером и помощником К.С.Станиславского.
Вместе со Станиславским поставил Драму жизни Г.Гауптмана и Жизнь человека Л.Андреева (1907); вместе со Станиславским и М.Москвиным – Синюю птицу М.Метерлинка (1908); в содружестве с Г.Крэгом и Станиславским – Гамлет У.Шекспира (1910).
Вместе с Е.Вахтанговым по мизансценам МХТ поставил Синюю птицу М.Метерлинка в парижском театре Режан (1911).
Сулержицкого приглашали в Большой театр на постановку оперы Кармен Ж.Бизе. Но через несколько месяцев работы он получил отставку: Контора императорских театров получила на Сулержицкого из Московского отделения по охране общественного порядка и безопасности рекомендацию: «принятие на службу… нежелательно». Судя по разработкам оперной постановки, наброскам мизансцен, декораций Сулержицкий «как бы приближал оперу к первоисточнику ее, к лаконичной новелле Мериме, к подлинной, нищей и вольной Испании, снимая с оперы всякий налет внешней экзотики, испанщины и цыганщины» (Е.Полякова).
Преподавал в частной театральной школе, которую окончили многие актеры МХТ.
Активный помощник Станиславского в преподавании. Особенно раскрылся талант Сулержицкого в 1-й студии. Здесь разными режиссерами под его руководством были поставлены: Гибель «Надежды» Г.Гейерманса и Праздник мира Г.Гауптмана (1913), Сверчок на печи по Ч.Диккенсу и Калики перехожие В.Волькенштейна (1914), Потоп Г.Бергера (1915) – спектакли, не уступавшие по резонансу премьерам МХТ. В этих постановках формировалось дарование М.Чехова, Р.Болеславского, Е.Вахтангова, А.Дикого, Б.Сушкевича, Г.Хмары, С.Бирман, С.Гиацинтовой, В.Готовцева и др.
Один из авторов и участник многих знаменитых капустников МХТ.
Умер Сулержицкий в Москве 17 (30) декабря 1916.
Леопольд Антонович Сулержицкий. М., 1970
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»