СТЕПАНОВА, АНГЕЛИНА ИОСИФОВНА
СТЕПАНОВА, АНГЕЛИНА ИОСИФОВНА (1905–2000), русская актриса, театральный деятель. Народная артистка СССР (1960), лауреат Государственных премий СССР (1952, 1977), лауреат премии им. К.С.Станиславского (1995). Герой Социалистического труда (1975). Родилась 23 ноября 1905 в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента (отец) и зубного врача (мать). По словам Степановой, у нее «никогда не было театральных шатаний, сомнений, по какому пути идти». Учась в московской гимназии, увлекалась балетом; в 1921 была принята в школу при 3-й Студии МХАТ (курс набирал Е.Б.Вахтангов), которую окончила в 1924, сыграв Мэри в Битве жизни по Ч.Диккенсу, Сурмилову в Льве Гурыче Синичкине Д.Т.Ленского, бессловесную рабыню, а затем и Адельму в прощальной вахтанговской Принцессе Турандот К.Гоцци. Посмотрев Битву жизни, В.И.Немирович-Данченко предложил перенести спектакль на сцену МХАТа, а исполнителям войти в состав труппы. Дорабатывал постановку Н.М.Горчакова К.С.Станиславский. С ним же в ее первый сезон службы в театре (1924–1925) Степановой довелось работать над ролями княжны Мстиславской (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, реж. Станиславский и А.А.Санин) и Софьи (Горе от ума А.С.Грибоедова, реж. Немирович-Данченко и Станиславский; в роли Фамусова Станиславский). Приход Степановой во МХАТ счастливо совпал с политикой обновления актерского состава в текущем репертуаре: в старые спектакли вводились молодые исполнители. Так, Степановой выпало сыграть Неродившуюся душу в легендарной Синей птице М.Метерлинка (реж. Станиславский, Л.А.Сулержицкий, И.М.Москвин). После небольшой роли Мариньки, невесты декабриста князя Голицына, в спектакле Николай I и декабристы А.Р.Кугеля (реж. Н.Н.Литовцева, рук. пост. Станиславский, 1926) Станиславский вынес вердикт: «Вы становитесь актрисой». Ему же принадлежат слова: «У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит большая будущность».
Среди ролей Степановой – оригинальных созданий и вводов в уже готовые спектакли – разножанровые образы: Ивонна (Продавцы славы П.Нивуа и М.Паньоля, реж. В.В.Лужский и Горчаков, рук. пост. Станиславский, 1926), Генриетта (Сестры Жерар В.З.Масса по мелодраме А.-Ф.Деннери и А.Кормона, реж. Горчаков и Е.С.Телешева, рук. пост. Станиславский, 1927), Аня (Вишневый сад А.П.Чехова, реж. Станиславский и Немирович-Данченко, 1928), Кинооператор и мисс Сеншейн (Реклама М.Уоткинса, реж. Телешева и Б.И.Вершилов, рук. пост. Немирович-Данченко, 1930), Графиня (Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше, постановка Станиславского, 1931), Шура (Егор Булычов и другие М.Горького, реж. В.Г.Сахновский, рук. пост. Немирович-Данченко, 1934), Лида Коваль (Платон Кречет А.Е.Корнейчука, реж. И.Я.Судаков, 1935), Арманда (Мольер М.А.Булгакова, постановка Горчакова, 1936), Бетси Тверская (Анна Каренина Л.Н.Толстого, реж. Немирович-Данченко и Сахновский, 1937), Зинаида (Дядюшкин сон по Ф.М.Достоевскому, реж. Сахновский и К.И.Котлубай, рук. пост. Немирович-Данченко, 1938), Ирина (Три сестры Чехова, реж. Немирович-Данченко, Литовцева, И.М.Раевский, 1940), Натали Пушкина (Последние дни Булгакова, реж. В.Я.Станицын и В.О.Топорков, 1943). Многому научившись в ранние годы у Станиславского, Степанова всегда об этом помнила: «К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал из меня эту актрису К.С.Станиславский».
Степанова в совершенстве владела мастерством интеллектуальной отделки роли, умела «оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времен своим насмешливым, умным скепсисом» (Р.Должанский). Она тяготела к скупости и определенности жеста, проявляла интерес к характерности (мечтала сыграть одну из ведьм в шекспировском Макбете), сочетала лиризм со сдержанностью, эмоциональность с рациональностью и жесткостью, порою саркастическими (Мариэтт в Воскресении по Л.Н.Толстому, 1930; Бетси в Плодах просвещения того же автора, 1951). После смерти основоположников МХАТа продолжала создавать примерно по одной новой роли в сезон: Гертруда (Идеальный муж О.Уайлда, постановка и режиссура Станицына, 1945), Джесси (Русский вопрос К.М.Симонова, реж. А.М.Карев и Г.Г.Конский, рук. пост. М.Н.Кедров, 1947), Ольга (Три сестры, 1949), Калерия (Дачники Горького, реж. В.А.Орлов, рук. пост. Кедров, 1953), Королева Елизавета (Мария Стюарт Фр. Шиллера, постановка и режиссура Станицына, 1957), Шарлотта и Раневская (Вишневый сад, 1958 и 1966), Стелла Патрик Кэмпбелл (Милый лжец Дж.Килти, реж. Раевский, 1962), Аркадина (Чайка Чехова, постановка и режиссура Б.Н.Ливанова, 1968), Принцесса Космонополис (Сладкоголосая птица юности Т.Уильямса, постановка и режиссура В.Н.Шиловского, рук. пост. О.Н.Ефремов, 1975), Авдотья Назаровна (Иванов Чехова, постановка и режиссура Ефремова, 1976), Любовница (Все кончено Э.Олби, постановка и режиссура Л.М.Толмачевой, 1979), Госпожа Пернель (Тартюф Мольера, постановка А.В.Эфроса, 1981), Каренина (Живой труп Л.Н.Толстого, постановка Эфроса, 1982). Последними ее ролями стали Мать в Серебряной свадьбе А.Н.Мишарина и Лика в Московском хоре (1988) в постановках Ефремова.
Ставшая легендой при жизни, последняя из мхатовцев, выходивших на сцену вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова в старости отличалась молчаливостью, подчас переходившей в скрытность, отказывалась давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября 1998 на сцене МХАТа в Камергерском переулке (не одобряя раздела театра, она тем не менее осталась в труппе Ефремова) на праздновании столетия со дня открытия Художественного театра.
Среди ролей Степановой в кино курсистка (Мертвый дом по Достоевскому, реж. В.Федоров, 1932), Бетси Тверская (Анна Каренина по Л.Н.Толстому, реж. Т.Лукашевич, 1951), Анна Павловна Шерер (Война и мир по Л.Н.Толстому, реж. С.Бондарчук, 1965), миссис Шамуэй (Бегство Мистера Мак-Кинли по сценарию Л.Леонова, реж. М.Швейцер, 1975), худрук театра (Двадцать дней без войны по сценарию К.Симонова, 1976), старуха (Объяснение в любви по сценарию П.Финна, реж. И.Авербах, 1978), Мария Ивановна Киреева (Запомните меня такой по пьесе Р.Солнцева Мать и сын, реж. П.Чухрай, 1987). Вместе с М.И.Прудкиным участвовала в цикле телепередач «Театральные мемуары», снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа Милый лжец и Чрезвычайный посол. Много работала на радио (запись рассказов о старом МХАТе, стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.). Являлась профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала «Театр»; автор ряда заметок и статей по театральной тематике в периодической печати. Весьма критически отнеслась в 1960-е годы к сценическим новациям реж. А.В.Эфроса.
Была женой Н.М.Горчакова, затем А.А.Фадеева. В 1995 под редакцией и с комментариями биографа Степановой В.Я.Вульфа была опубликована ее переписка со ссыльным поэтом и драматургом Н.Р.Эрдманом.
Умерла Степанова в Москве 18 мая 2000.
Вильвовская Л. Ангелина Осиповна Степанова. М. – Л., 1949
Вульф В.Я. А.И.Степанова – актриса Художественного театра. М., 1985
Эрдман Н., Степанова А. Письма. М. 1995
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»