СТЕБЛОВ, ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ
СТЕБЛОВ, ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ (р. 1945), русский актер театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.Крупской (1984). Родился 8 декабря 1945 в Москве. После окончания Театрального училища им. Б.В.Щукина (1966) был актером Московского театра им. Ленинского комсомола (1966–1967) и Центрального Академического театра Советской Армии (1967–1968). С 1969 актер Московского театра им. Моссовета. Выступал в качестве режиссера, среди его работ одноактный спектакль по пьесе Диалог животных (поставлен для студентов Театрального училища им. Б.В.Щукина), Карнавал Л.Г.Зорина (Театр им. Моссовета), спектакль по пьесе С.Стеблова Пришельцы (Московский театр «Вернисаж»). Несколько лет преподавал в Щукинском училище. Автор рассказов и повестей, писать начал еще в юности, много публиковался как журналист, печатался в журналах «Советский фильм» и «Искусство кино». Первая большая публикация – повесть Возвращение к ненаписанному (1983).
Критиками высказывалась мысль, что Стеблов создал особое амплуа – «советский неврастеник», с чем актер решительно не согласен: по его мнению, такой психологический тип одинаков при любом общественном строе. Однако сыгранные им роли скорее убеждают в том, что мнение критиков небезосновательно. Все злоключения Саши Шаталова, одного из главных героев фильма Я шагаю по Москве (1963, реж. Г.Данелия), которые, собственно и выявляют характер героя, только и могли произойти в это время и в данном месте. Герой Стеблова, зануда и пессимист, получив повестку, совсем не отказывается идти в армию, хотя служба для него и не «гражданский долг», «почетная обязанность», как для героев лент предыдущего десятилетия Солдат Иван Бровкин (1955, реж. И.Лукинский) и Максим Перепелица (1955, реж.А.Граник), – он собирается пройти через то, что положено для всех. Единственное его желание – отложить призыв на несколько дней, чтобы успеть жениться на любимой девушке. Он получает желаемую отсрочку, выбирает в ГУМе строгий черный костюм, и лишь детскость его психологии (он каждые десять минут звонит невесте из автомата и спрашивает, любит ли она его), помноженная на клиническую подозрительность, чуть не расстраивает свадьбу.
Так же и построены конфликты двух других популярных картин, где снимался Стеблов. Телевизионный фильм Вас вызывает Таймыр (1970, реж. А.Коренев) обыгрывает типично советскую ситуацию: приезжему с далекого Таймыра помогают встреченные по пути люди, отзывчивые и доброжелательные граждане, попадающие в забавные переделки по своей открытости и чудаковатости. Фильм запоздал ко времени: театральный водевиль, по которому он снят, написан еще в 1948, к тому же его судьбу в прокате осложнили гонения на одного из авторов пьесы и сценария А.Галича. Телевизионный фильм По семейным обстоятельствам (1977, реж. Коренев) снова построен на чисто советской истории: сколько мытарств приходится пройти героине, желающей обменять квартиру, сколько социальных типов, от черного маклера до ревнивого алкоголика, довелось ей увидеть. В обеих картинах Стеблов воплощает все тот же социальный тип.
Из актерских работ Стеблова чуть особняком стоит роль Володи Белова в картине М.Калика До свидания, мальчики (1964), где самое важное не события, происходящие на экране, а среда, где живут персонажи, мир, окружающий их. Блеск солнца, южный воздух и море – это и символ счастливого детства, и символ предвоенных лет, кажущихся безоблачными, когда на них смотришь сквозь произошедшую затем трагедию. Неожиданной оказалась и маленькая роль актера немого кино Канина, жалкого существа с подкрашенными глазами, в ленте Н.Михалкова Раба любви (1975). Стеблов показал, что он владеет не только мягкими лирическими и юмористическими красками, но ироничен, способен играть гротеск. Это не единственный фильм Михалкова, в котором снимался Стеблов. Их давняя дружба и столь же давнее сотрудничество (как актеры они встретились в картине Я шагаю по Москве, позднее Стеблов написал по своему рассказу сценарий для одного из первых фильмов режиссера, еще курсовой пятичастевки ...А я уезжаю домой, 1968) продолжается многие десятилетия, несмотря на разницу темпераментов, взглядов на мир и общественного положения. Общность эта подчеркнута и в фильме режиссера И.Масленникова Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1981), где кроме них в неглавной роли снялся еще один близкий друг Михалкова – А.Адабашьян.
Евгений Перемышлев
Бартенева Е. Е.Стеблов. М., 1982
Стеблов Е. Не я. М., 1997
Стеблов Е. Против кого дружите? М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»