ШАПИРО, АДОЛЬФ ЯКОВЛЕВИЧ
ШАПИРО, АДОЛЬФ ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1939), русский режиссер. Родился 4 июля 1939 в Харькове. В 1962 окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института. Студентом организовал собственный театр-студию, первыми спектаклями которой были Глеб Космачев М.Шатрова и Увидеть вовремя Л.Зорина. Затем учился в творческой лаборатории у М.О.Кнебель.
В 1962–1992 возглавлял Рижский молодежный театр. На спектаклях Шапиро было воспитано несколько поколений русских и латышских актеров. В Риге Шапиро ставил перед собой задачу создать сложный по изображению жизни, по психологической глубине образов, по художественным средствам театр для детей и юношества. Ему удалось создать уникальный театр, искусством которого восхищались зрители Германии, Италии, США, Канады, Югославии. Поставил на рижской сцене спектакли: 104 страницы про любовь Э.Радзинского, Мой бедный Марат А.Арбузова, Брат Алеша В.Розова (по роману Ф.Достоевского Братья Карамазовы, 1973), Ромео и Джульетта У.Шекспира. Период постановки светловской лирики (спектакли Двадцать лет спустя и Человек, похожий на самого себя) был периодом становления Шапиро как серьезного режиссера, работающего для детей. Спектакль Город на заре А.Арбузова (1970) был для режиссера этапным. Этим спектаклем Шапиро формировал аудиторию, с которой можно говорить о серьезных вещях на языке искусства. Эти цели преследовал режиссер и в спектакле Чукоккала по мотивам сказок К.Чуковского (1971). В 1976 им была поставлена пьеса Я.Райниса Золотой конь, прочитанная Шапиро по-новому. В рижском Театре юного зрителя поставил спектакли: Последние М.Горького (1968), Ночь после выпуска В.Тендрякова (1976), Бумбараш Ю.Кима и В.Дашкевича (1975), Завтра была война, инсценировка А.Шапиро по Б.Васильеву (1986), Демократия И.Бродского (1991) и др. На протяжении долгих лет работал в соавторстве с талантливым театральным художником Мартом Китаевым. Оформление спектаклей Шапиро Китаевым придавало работам предельную ясность, прозрачность и обаяние.
Работал в театрах прибалтийских республик (Эстонский Малый театр, Театр им. В.Кингисеппа). На этих сценах поставил спектакли Вишневый сад Чехова (1971), Три сестры Чехова (1973), Живой труп Л.Толстого. В 1975, вернувшись в Рижский ТЮЗ, осуществил постановку пьесы А.Чехова Иванов. Серьезной работой Шапиро считается спектакль Пер Гюнт Г.Ибсена, а также Принц Гомбургский Г.Клейста. Спектакль Шапиро Летят журавли В.Розова был награжден дипломом 1-й степени на Всесоюзном фестивале тюзов и театров кукол в 1982. В 1987 в Минске (Белоруссия) на IV Межреспубликанском фестивале «Прибалтийская весна» спектакль Завтра была война был отмечен дипломом за лучшую режиссуру.
Своим искусством Шапиро завоевал международный авторитет и в 1990 был избран президентом Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ). В 1992 был подписан договор о реорганизации Молодежного театра в Риге. Шапиро был вынужден уехать из Латвии. Работал в различных театрах России. Работая в Москве, на сцене МХАТ им. Чехова поставил Кабалу святош М.Булгакова (1989); в театре им. Вахтангова – Милый лжец Дж.Килти; в Театре-студии под руководством О.Табакова Последние М.Горького (1995) и На дне М.Горького (2000); в Театре им. Маяковского – В баре токийского отеля Т.Уильямса (1995); в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) – Принцессу Грезу Э.Ростана (1997). Плодотворно сотрудничал с театрами Санкт-Петербурга: в Большом драматическом театре им. Товстоногова создал спектакли по произведениям русской классики (Вишневый сад А.Чехова, 1993, и Лес А.Островского, 1999, художник Э.Кочергин); в Ленинградском театре комедии – Бешеные деньги А.Островского (1985). В 1997 участвовал в совместной работе над спектаклем Чайка А.Чехова в Международной мастерской Михаила Чехова в Мелехове с режиссерами У.Гэскиллом (Англия), Э.Нюганеном (Эстония), Г.Падегимасом (Литва). В 1998 спектакль Шапиро Бумбараш (художник Ю.Хариков), поставленный режиссером в Самарском ТЮЗе, был номинирован на Всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска» и был удостоен высшей российской театральной премии в номинации «Лучшая работа художника». Осуществлял постановки в театрах Венесуэлы (Ревизор Гоголя), Никарагуа (Вишневый сад Чехова), Польши (Датская история по Г.-Х.Андерсену) и др.
Шапиро А. Как закрывался занавес. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»