САЦ, НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА
САЦ, НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА (1903–1993), русский режиссер, театральный деятель. Создатель первого в мире театра для детей (1921, ныне РАМТ), первого государственного музыкального театра для детей (1964), автор пьес, либретто детских опер и балетов. Народная артистка СССР (1975), лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1972). Профессор ГИТИСа (1984). Родилась 14 (27) августа 1903 в Москве, дочь композитора И.А.Саца, работавшего в Художественном театре (автор музыки к Синей птице М.Метерлинка). С раннего детства была связана с театральным миром. Летом 1914 Сац начала заниматься на драматических курсах актрисы Художественного театра С.В.Халютиной (позже – Грибоедовская студия), а год спустя, в Евпатории, где Л.А.Сулержицкий создал артистическую коммуну, Сац наблюдала за режиссерской работой Е.Б.Вахтангова. В 1917 окончила Музыкальный техникум им. А.Н.Скрябина. 15-летней девочкой начала работать в Темусеке (Театрально-музыкальной секции Московского Совета Рабочих Депутатов). Сац удается вовлекать все большее число професииональных и известных артистов в новое дело – спектакли и концерты для детей. В первую годовщину Октябрьской революции было решено открыть первый детский театр (здание в Мамоновском переулке, где ныне находится МТЮЗ). Год спустя театр был реорганизован и передан в ведение органов просвещения. Для руководства была создана директория, во главе которой стоял А.В.Луначарский. Обновленный театр открылся в июле 1920 спектаклем Маугли (пьеса по Р.Киплингу была написана В.М.Волькенштейном, в спектакле играли М.Гаркави, М.Бабанова, И.Ильинский и другие артисты, впоследствии составившие гордость отечественного театра).
В 1921 Сац покидает театр из-за разногласий с художественным руководителем Г.М.Паскар – ее охватывает идея создания совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля». Так 13 июля 1921 открылся Московский театр для детей (первый спектакль – Жемчужина Адальмины И.Новикова). Сац привлекала лучших драматургов, режиссеров, опытных педагогов для работы со зрителями. В первые годы в театре ставили А.Грановский, Р.Симонов, Н.Горчаков, С.Хачатуров. Перед каждым спектаклем делалось вступительное слово («тетя Наташа» выходила перед каждым спектаклем с пояснениями о том, что предстоит увидеть). Традиция эта сохранилась в Государственном музыкальном театре для детей, который носит имя Сац: перед каждым спектаклем звучит вступительное слово дочери Сац, педагога и завлита театра, заслуженного учителя России Р.Н.Сац-Карповой.
С первых лет существования театра к работе привлекались молодые, но уже известные композиторы: С.Прокофьев, М.Раухвергер, А.Александров, Д.Кабалевский, М.Старокадомский, Н.Иванов-Радкевич, Т.Хренников. Сац стала в этом театре режиссером. Опытом Московского театра для детей стали достаточно широко пользоваться за границей, Сац нередко делала сообщения и доклады в Берлине, Варшаве, Буэнес-Айресе, Праге. Сац начали называть «матерью детских театров мира». Характерны высказывания деятелей искусства разных стран, посещавших в 1920–1930-е годы театр Сац.
5 марта 1936 на основе Московского театра для детей был открыт Центральный детский театр, новоселье которого было пышным и торжественным. Здесь Сац поставила спектакль Золотой ключик, или Приключения Буратино А.Н.Толстого, который сама называла кульминацией своей режиссерской работы. Вскоре после этого Сац была репрессирована. В конце войны она оказалась в Алма-Ате (Казахстан) и приступила к организации театра для детей, начав со студии для подготовки молодых актеров русской и казахской трупп. С 1944 по 1950 здесь были поставлены такие спектакли, как Красная шапочка Е.Шварца (1945), Двенадцатая ночь Шекспира (1947), Два капитана В.Каверина и Молодая гвардия А.Фадеева (1948), Два веронца Шекспира (1949) и другие. Вернувшись после реабилитации в Москву, Сац не смогла уже возвратиться в Центральный детский театр и решила создать детский музыкальный театр. Много лет ушло на хлопоты и попытки доказать, насколько необходим подобный театр, и, наконец, 21 ноября 1965 на сцене Московского театра Эстрады состоялся первый спектакль, опера М.Красева Морозко. Позже театр получил небольшое помещение на улице 25 Октября (ныне Никольская), и уже здесь, кроме оперных и балетных спектаклей, с 1969 симфонический оркестр театра начал давать концерты, в программу которых входили симфонические и балетные сюиты, специальные театрализованные программы. Эта традиция сохранилась в театре.
В 1979 было построено здание на проспекте Вернадского – над крышей широко распахнула крылья Синяя птица, в фойе и переходах театра расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В едином пространстве был воссоздан мир детства, космос души ребенка, впервые впитывающего в себя искусство театра. В театре оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, возглавляемый известным дирижером Л.Гершковичем, для театра по-прежнему работают крупные художники-сценографы, композиторы. После смерти своей создательницы театр получил имя Н.И.Сац.
Умерла Сац в Москве 18 декабря 1993.
См. также РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР.
Сац Н. Театр для детей (совместно с С.Розановым). Л., 1925
Сац Н. Наш путь. М., 1932
Сац Н. Дети приходят в театр. М., 1961
Сац Н. Волшебные очки. М., 1965
Сац Н. Новеллы моей жизни. М., 1985
Викторов В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. М., 1993
Сац Р. Путь к себе. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»