САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (в 1918–1990 имени К.Маркса, с 1977 академический), один из старейших театров в России. В 1820-х годах заезжие труппы, гастролеры и местные любители ставили в Саратове русские комические оперы, позднее – оперетты и драматические спектакли. В 1865 во вновь выстроенном четырехъярусном театре начала регулярную работу труппа, возглавляемая антрепренером и актером П.М.Медведевым. В последующие годы антрепризы держали известные театральные деятели Г.М.Ковров, А.М.Горин-Горяйнов, Н.И.Собольщиков-Самарин и др. Они собирали для саратовского театра сильные актерские составы. В 1870-е годы в Саратове играли тогда начинающие А.П.Ленский, М.Г.Савина, В.Н.Давыдов, П.А.Стрепетова, К.А.Варламов, позднее некоторые из них гастролировали в Саратове. В 1897–1900-х годах в «Товариществе», созданном при Саратовском театре и возглавляемом М.М.Бородаем, играл В.И.Качалов. В 1915 антрепренер Мевес арендовал городской театр и перевел в Саратов труппу, работавшую прежде в Киеве. В эту труппу входили Д.Ф.Смирнов, М.И.Жвирблис, И.А.Слонов и др. Слонов оказал огромное влияние на развитие Саратовского театра, проработав в нем 30 лет. После революции 1917 театр испытал большой творческий подъем благодаря усилившейся труппе. Кроме Слонова, на саратовской сцене играли А.М.Петрова, Е.Е.Астахова, Е.А.Степная, М.П.Рудина; осуществляли постановки режиссеры А.И.Канин, Е.О.Любимов-Ланский. Наиболее значимыми спектаклями 1920-х годов были Любовь Яровая (1926, режиссер А.И.Канин), Разлом (1927, режиссер Синельников), Бронепоезд 14–69 (1928, режиссер Нелли-Владимиров). С 1930 по 1935 театром руководил Л.Ф.Лазарев, с 1935 по 1939 – И.А.Слонов, с 1939 по 1941 – И.Л.Ростовцев. Затем театр возглавляли режиссеры: К.Г.Андронников, А.А.Ефремов, П.П.Васильев. Укреплению традиций русского реалистического сценического искусство способствовала творческая деятельность актеров С.М.Муратова, П.А.Карганова, В.М.Казаринова, А.П.Хованского, Г.М.Терехова, З.Н.Зорич, Г.Н.Несмелова и др. Наряду с современной драматургией в репертуарной афише театра была широко представлена русская классика. В театре шли постановки: Л.Ф.Лазарева – Первая конная Вс.Вишневского и Светите, звезды Микитенко (1930), Тень освободителя Сухотина (по М.Е.Салтыкову-Щедрину, 1931), Мой друг Погодина, Егор Булычев и другие Горького (1933); И.А.Ростовцева – Варвары Горького и Три сестры Чехова (1940); П.П.Васильева – Мещане Горького (1944), Лёнушка и Обыкновенный человек Л.Леонова (1947); И.А.Слонова – На дне Горького (1932), Волки и овцы А.Островского (1934), Аристократы Н.Погодина и Живой труп Л.Толстого (1935); А.А.Ефремова – Анна Каренина Л.Толстого, Бесприданница А.Островского (1943). В 1950-е годы театр возглавлял Н.А.Бондарев, осуществивший постановки спектаклей: Кремлевские куранты (1956), Оптимистическая трагедия (1957), Чайки над морем (1959) и др.
В 1960-е годы в афише театра были спектакли Женитьба Фигаро, Бомарше, Мы вместе Аграненко, Егор Булычев и другие Горького, Камешки на ладони А.Салынского и др. В этот период на саратовской сцене играли артисты С.И.Бржеский, А.Н.Стрижева, Г.А.Сальников, А.Г.Василевский, Н.А.Гурская, Б.Ф.Щукин, Ю.И.Каюров, Я.И.Янин и др. С середины 1960-х годов театром руководили режиссеры Д.Лядов, В.Менчинский, С.Казимировкий, Н.Басин, К.Дубинин. Одной из самых удачных постановок тех лет была Трехгрошовая опера Б.Брехта (1967), осуществленная режиссером Д.Лядовым и талантливо оформленная художником А.Аредаковым. В 1968 было открыто новое здание театра, первой премьерой на этой сцене стал спектакль Русские люди К.Симонова (режиссер Д.Лядов).
В начале 1970-х годов Саратовский театр гастролировал по Уралу, демонстрировал свои спектакли в Ленинграде и Москве. Саратовские сценические работы получили достойную оценку столичной критики. С приходом в театр в конце 1970-х годов режиссера А.Дзекуна в истории саратовской сцены началась новая эпоха. Дзекун много ставил пьесы классического репертуара: Месяц в деревне И.Тургенева, Гекуба Еврипида, Дядюшкин сон Ф.Достоевского и др. Театр находился в состоянии творческого подъема до 1996, обращался к произведениям Булгакова и Платонова, осмысляя перемены, происходящие в стране. За это время А.Дзекуном были осуществлены постановки: Зойкина квартира М.Булгакова (1987), 14 красных избушек А.Платонова и Мастер и Маргарита М.Булгакова (1988) (эти спектакли театр демонстрировал в Москве), Христос и мы по роману А.Платонова Чевенгур (1990), Белая гвардия М.Булгакова (1991) и др. В 1991 театр принимал участие в фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения М.А.Булгакова (Киев, Украина). В 1996 участвовал в Международном театральном фестивале имени Чехова со спектаклем Чайка. В том же году А.Дзекун поставил спектакль Брат Чичиков Н.Садур по мотивам поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души. В 1997 А.Дзекун покинул саратовскую сцену, и в театре была введена должность директора, который становился лицом, возглавляющим театр.
В 1998 художественным руководителем стал А.В.Кузнецов, которым были поставлены спектакли Конкурс А.Галина, Сплендидс Ж.Жене, созданный в содружестве с французскими коллегами, Волшебные желания В.Глейзера и др. В театре осуществляли постановки режиссеры С.Таюшев (Вишневый сад А.Чехова, 1998), И.Коняев (Женщины всегда смеются и танцуют О.Мухиной, 1998), А.Злобин (Орех кракатук Ю.Кима, 1998). Интересными были работы А.Галко, руководителя курса театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, Человек и джентльмен Э. де Филиппо (2000) и Мнимый больной Ж.-Б.Мольера (2001).
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»