САНАЕВ, ВСЕВОЛОД ВАСИЛЬЕВИЧ
САНАЕВ, ВСЕВОЛОД ВАСИЛЬЕВИЧ (1912–1996), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Родился 25 февраля 1912 в городе Туле. Рано начал трудовой путь: в 1926 работал мастером на Тульской гармонной фабрике, в 1931–1932 был актером вспомогательного состава Тульского театра драмы. Окончив в 1937 ГИТИС, работал в различных театрах – МХАТ (с 1937), академический театр им. Моссовета (с 1943), Театр-студия киноактера (с 1946), в 1949–1950 преподавал во ВГИКе.
Творчество Санаева-актера, чье поведение на экране было абсолютно убедительным, а интонации необычайно достоверными, можно условно разделить на три очень неравных периода. Если в своей дебютной картине Волга-Волга (1938, реж. Г.Александров), где он сыграл сразу две роли – участника художественной самодеятельности и бородатого лесоруба, он продемонстрировал комедийное дарование, а в фильме Девушка с характером (1939, реж. К.Юдин) его герой Сурков обаятельно улыбался, то потом долгие годы этот много снимавшийся актер не только не играл в комедиях, но, кажется, разучились улыбаться даже его герои. Высказывалась мысль, что ужас, испытанный актером во время недолгого ареста, хотя за ним и последовало скорое освобождение, он не смог забыть до конца своих дней.
Подобно некоторым другим деятелям культуры, будто испытанным властями и удостоверившим свою лояльность, Санаев сделался своеобразным «государственным художником», каких в сороковые и пятидесятые годы было на счет. Ему доверяли роли положительных персонажей, представлявших систему на том уровне, где бюрократический аппарат непосредственно взаимодействует с человеческой массой. Пользуясь названием рассказа А.Яшина, это те «рычаги», которыми и манипулирует государство, – директора МТС, совхозов или колхозов, парторги, во множестве сыгранные Санаевым. И тем не менее актера, по разрешению власти олицетворявшего саму власть, искренне любили зрители. Чтобы понять, чем завоевана редкая и неподдельная зрительская любовь, достаточно сравнить созданный Санаевым на экране собирательный образ с неким обобщенным образом другого удостоверенного государством художника – Николая Крючкова. Тот играл всегдашнего «парня из нашего города», открытого, жизнелюбивого, который словно живет рядом, но с него можно брать пример, следовать за ним. Герои Санаева тоже из тех, что живут рядом, по соседству, они без труда узнаваемы, но прожившие на земле немногим больше сорока лет они будто надломлены – обстоятельствами ли, непосильной работой, тайными думами. Этот надрыв, подлинность переживания, что невозможно сыграть, а можно лишь приобрести, почувствовал В.Шукшин, в его фильмах Ваш сын и брат (1965). Думы (1969), Печки-лавочки (1972) Санаев создал правдивые и разноплановые характеры (в том числе возвышенного трудами, а по сути просеянного временем профессора-филолога «из народа», случайного попутчика едущего к морю шукшинского героя).
Смертельная серьезность персонажей характерна для всего второго этапа творчества Санаева. И хотя актер участвовал в представлениях пародийного театрального коллектива «Синяя птичка», неожиданно для всех блистательно исполнил отрицательную роль предателя Сиплого в картине Оптимистическая трагедия (1963, реж. С.Самсонов), тем самым разрушив уже сложившееся амплуа «актера на положительные роли», это было редким исключением, как правило, персонажи его не улыбались, за каждым их словом и движением чувствовалась усталость, тяжесть прошлого. Даже роли, сыгранные Санаевым в лентах Мертвые души! (1984, реж. М.Швейцер) и Забытая мелодия для флейты (1987, реж. Э.Рязанов) и завершающие его творческий путь, были ролями не комедийными, а сатирическими. Впрочем, запомнился актер больше по образу мудрого, рассудительного, чуть ироничного милицейского полковника Зорина в фильмах Возвращение «Святого Луки» (1970, реж. А.Бобровский), Черный принц (1973, реж. Бобровский), Версия полковника Зорина (1978, реж. А.Ладынин), составивших своеобразную трилогию. В силу разных причин прошел незамеченным фильм режиссера К.Худякова С вечера до полудня (1981), где Санаев замечательно сыграл старого писателя, чья судьба, казалось бы, вполне сложилась, однако где-то в самой глубине души его таится ощущение, что жизнь прошла зря, ибо он всегда лгал, писал, как положено, а не как хотелось.
Актерские работы Санаева были неоднократно отмечены, среди наград – Диплом Всеболгарского фестиваля в Варне (1972), премия за лучшую мужскую роль на XVII ВКФ в Киеве (1984). С 1971 он был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
Умер Санаев в Москве 26 января 1996.
Евгений Перемышлев
Актеры советского кино, вып. 5. М., 1969
Стишова Е. Глубокие корни. – Искусство кино, 1974, № 10
Иванова В. В.Санаев. М., 1978
Народность и правда. К 70-летию В.В.Санаева. – Искусство кино, 1982, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»