САФОНОВА, ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА
САФОНОВА, ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА (р. 1956), русская актриса. Родилась 14 июня 1956 в Ленинграде. Дочь известного актера В.Сафонова. В 1981 окончила ЛГИТМИК. До 1982 работала в театре им. В.Комиссаржевской. Дебютировала в кино ролью Любы в фильме Ищу мою судьбу (1974). Образ певицы Саломеи Крушельницкой в Возвращении Баттерфляй (1982, реж. О.Фиалко) стал заявкой актерской темы Сафоновой: сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Тему продолжал и телефильм Софья Ковалевская (1983), где актриса сыграла главную роль. Ольга из кинохита Зимняя вишня (1985, реж. И.Масленников) принесла Сафоновой всенародное признание, ей удалось наполнить обаянием и достоверностью распространенную советскую мифологему о женщине, отказавшей богатому иностранцу ради любви к бедному соотечественнику. За роль Анны в советско-итальянском фильме Очи черные (1985, реж. Н.Михалков) была отмечена призом «Давид Ди Донателло» (Италия, 1988). Сыграла Настю в Филере, Аллу в фильме Где находится нофелет? (оба 1987), Ольгу в Продлении рода (1988), Любу в картине Утоли мои печали и Анну в Катале (1989), Нину в Такси-блюз (1990), актрису в картине Бабочки (1991).
Выйдя замуж за французского актера, Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах (Аккомпониаторша, Мадемуазель О, Женщина на ветру, все 1992; Ветер с востока,1994). По-прежнему активно работала в России: играла Ольгу в Зимней вишне-2 (1990) и Зимней вишне-3 (1993), спившуюся и постепенно теряющую рассудок жену «нового русского» в картине Мелодия для декабря (1994, реж. И.Дыховичный). Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. В фильме Президент и его женщина (1997, реж. Е.Райская) ее героиня Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. В Принцессе на бобах (1997, реж. З.Новак) ее Нина также стояла перед дилеммой: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша.
Что бы ни выбирали героини Сафроновой – счастье или гордость, независимость или любовь, – их выбор в любых сюжетных ситуациях выглядел убедительным благодаря обаянию актрисы. В 1997 Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь.
Другие фильмы: Три дня в Москве (тв) (1974); Поле перейти, Семья Зацепиных (тв) (оба 1976); Всем спасибо! (т) (1981); Голос (1982); Двое под одним зонтом (1983; Меньший среди братьев (тв) (1984); Когда становятся взрослыми (тв), Чужой звонок (тв) (оба 1985); Двадцатый век начинается (тв), Очная ставка (оба 1986); Избранник судьбы (1986); Счастливчик, Хроника Сатаны-младшего (оба 1989); Женская собственность (1998); Поклонник (1999); Черная комната (тв) (2000).
Лукиных Н. И роль становится судьбой. – В кн.: Панорама: Молодежь. Искусство. Время. М., 1989
Она не француженка. – Кино-парк, 1997, № 7
Быков Д. Нескучный ад Елены Сафоновой. – Экран, 1999, № 5/6
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»