РЕЦЕНЗИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
РЕЦЕНЗИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (от лат. recensio – рассмотрение, обследование), отзыв, критический анализ драматургического или сценического произведения.
Рецензия – произведение, относящееся к жанру театральной критики. В свою очередь, театральная критика, наряду с историей и теорией театра, является составной частью научной дисциплины театроведение. Пожалуй, театр – вид искусства, особенно нуждающийся не только в теоретическом осмыслении, но и в мобильном отклике на спектакли. Большинство видов искусства (живопись, скульптура, литература, кино, композиторское искусство и т.д.) обладают способностью фиксировать свои произведения в том виде, как их создал автор. Театральный спектакль существует только «здесь и сейчас» – в тот момент, когда спектакль идет, и с его окончанием исчезает безвозвратно. Каждый спектакль, – даже с одним и тем же составом исполнителей, – это иной спектакль, отличный от предыдущего, меняющий акценты, эмоциональное напряжение, а порой и смысл. Эта особенность относится к видовым признакам театрального искусства, обладающего огромным коллективом равноправных соавторов – актеры, режиссер и драматург; композитор и балетмейстер (а в музыкальных спектаклях – и дирижер); представители технических цехов – осветители, гримеры, костюмеры, монтировщики; и т.д. и т.п. И, наконец, одним из основных коллективных соавторов театрального спектакля, во многом определяющим его смысловую и эмоциональную направленность, является зрительный зал. Живые реакции публики во многом управляют течением спектакля, рождая сложнейшее взаимодействие с происходящим на сцене. Понятно, что это бесконечное множество составляющих спектакля никогда не может оставаться неизменным (см. также ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ)
Казалось бы, что развитие технических средств – телевидения и кино – может помочь фиксации и театрального спектакля. Однако это не так. Спектакль, записанный на пленку, является лишь бледной тенью спектакля театрального, – или автоматически становится произведением иного вида искусства, кинематографического или телевизионного. Камера способна фиксировать спектакль с определенной точки, в ракурсе, заданном режиссером и оператором. Это, несомненно, существенно искажает (или меняет) смысловые и эмоциональные оттенки, общую атмосферу, детали мизансцен, и т.д.
В этой ситуации наиболее весомым свидетельством течения конкретного спектакля становится рецензия. Конечно, вряд ли и здесь можно говорить о полностью объективной и всеобъемлющей картине спектакля: восприятие рецензента, как и каждого другого зрителя, субъективно. И все же именно здесь, в рецензиях и критических статьях, воспроизводится картина живого театрального процесса, сохраняется история театра – спектакли, роли, актерские и режиссерские работы.
Рецензия – наиболее мобильный и злободневный жанр театральной критики (в отличие от проблемных и обобщающих статей, творческих портретов и т.п.). Этой мобильностью определяются и каналы публикаций рецензий – газеты, журналы, Интернет. Развернутая рецензия, рассматривающая ряд театральных произведений, объединенных по какому-либо принципу (тематическому, хронологическому, принципу персонализации актера или режиссера и т.д.) называется критическим обзором.
Татьяна Шабалина
Очерки истории театральной критики. Сб. в 3 тт. Л., 1975–1979
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»