РАЙНЕР, РОБ
РАЙНЕР, РОБ (Reiner, Rob) (р. 1947), североамериканский режиссер, актер.
Родился 6 марта 1947 в районе Бронкс Нью-Йорка, США в семье популярного комедийного кинорежиссера Карла Райнера (Придурок). С 1971 по 1979 был женат на Пенни Маршалл, впоследствии постановщице знаменитых комедий Большой и Их собственная лига. Получил известность как актер и автор сценария популярного телесериала Вся семья (1971–1978). В 1981 дебютировал в качестве постановщика нескольких эпизодов телесериала Вроде бы правдивые истории. Часть 1. В начале 1984 выходит его полнометражный дебют – комедия Это Spinal Tap, стилизованный под документальную ленту рассказ о выдуманной рок группе, пытающейся вернуть себе утраченную популярность. Фильм получил впечатляющую поддержку критиков, но провалился в прокате. Любовь зрителей Райнер завоевывает с экранизации романа Стивена Кинга Будь со мной, истории о четырех мальчиках, отправившихся в лес на поиски трупа. Хотя это произведение Кинга было нетипичным для его творчества (но именно по «неужасным» книгам были сняты лучшие фильмы: Побег из Шоушенка, Зеленая миля), Райнер создает трогательный и умный фильм о дружбе, долге, верности и о том, куда, к сожалению, нельзя вернуться – о детстве. В следующем году снял сказку Принцесса-невеста, пропитанную постмодернистскими шутками. Получив одобрение критиков, фильм, однако, опять не слишком удачно показал себя в прокате.
Ситуация изменилась в 1989, когда одним из лидеров проката года стала романтическая комедия Когда Гарри встретил Салли, один из лучших фильмов режиссера. Сюжет фильма – история отношений двух людей на протяжении многих лет, лишь потом понявших, что не могут жить друг без друга. Тонкий, нюансированный сценарий идеально воплощен в жизнь благодаря режиссуре Райнера (замечательная находка – вставленные на протяжении всей кинокартины документальные эпизоды с супружескими парами, прожившими вместе десятилетия) и великолепной, достоверной игре актеров Билли Кристала и Мег Райан, ставших их лучшими работами в кино.
Вновь обратившись к Стивену Кингу, Райнер делает одну из лучших экранизаций писателя – триллер Мизери. Знаменитый писатель (Джеймс Каан), отправившись из гостиницы в город в снежную бурю, попадает в автокатастрофу. Его спасает живущая неподалеку в своем доме одинокая женщина (Кэти Бейтс), поклонница писателя, оказавшаяся психически неуравновешенным человеком. Мизери – практически театр двух актеров, мастерски (и с прекрасным знанием того, как построить саспенс, нагнетание напряжения) разыгранный Райнером. Бейтс получила премию «Оскар» за лучшую главную роль года, ее Мизери – один из самых ярких и запоминающихся образов злодеев в истории кино.
В 1992 берется за проект Несколько хороших парней, адаптацию популярной пьесы Аарона Соркина, с Томом Крузом, Джеком Николсоном и Деми Мур в главных ролях. И превращает пьесу в захватывающий, смотрящийся на одном дыхании детектив (с отличными актерскими работами, в первую очередь Николсона в роли злого полковника, давшего приказ, приведший к смерти рядового), и поныне являющийся самой кассовой работой Райнера. А также единственной, претендовавшей на «Оскар» в категории лучший фильм.
Тем печальнее на фоне шумного триумфа Парней выглядит сокрушительный провал следующего фильма – комедии Норт, провалившейся в прокате и разгромленной в прессе. Райнера подвел сценарий, обычно остроумный и отшлифованный и делающий его кинокартины запоминающимися. Сценарий Норта – нелепый, глупый и несмешной. Киноленту не спас даже действительно забавный Брюс Уиллис, появляющийся на экране сразу в нескольких ролях. Реванш Райнер берет в следующем году романтической комедией Американский президент (номинация на «Золотой глобус»), его любимым жанром. 1995 год – время, когда дело Моники Левински, события 11 сентября и война в Ираке еще впереди и президент США (в блестящем исполнении Майкла Дугласа) еще мог быть на экране абсолютно положительным героем и настоящим мужчиной.
В драме Призраки Миссисипи, которая могла бы стать действительно сильным фильмом слабый сценарий снова подвел Райнера. Фильм рассказывает историю об адвокате (Алек Болдуин), пытающемся упрятать за решетку расиста (Джеймс Вудс), 30 лет назад убившего чернокожего борца за права афроамериканцев. Мощная завязка и впечатляющая игра Вудса (номинация на «Оскар») не смогли вытянуть штампованные, банальные сценарные ходы и не очень впечатляющую игру Болдуина в главной положительной роли. От скучной и чересчур серьезной Истории о нас остается в памяти только замечательная игра Мишель Пфайффер и Брюса Уиллиса. Фильм рассказывает о супругах, пытающихся сохранить свой брак и вспоминающих разные периоды из своей совместной жизни. И полностью не состоялась как в художественном, так и в коммерческом плане картина Алекс и Эмма, вариация на тему Когда Гарри встретил Салли.
Фильмография (режиссерская)
Вроде бы правдивые истории. Часть 1 (Likely Stories. Vol. 1, 1981, ТВ-серии); Это Spinal Tap (This Is Spinal Tap, 1984); Беспроигрышная вещь (The Sure Thing, 1985); Будь со мной (Stand By Me, 1986); Принцесса-невеста (The Princess Bride, 1987); Когда Гарри встретил Салли (When Harry Met Sally, 1989); Мизери (Misery, 1990); Несколько хороших парней (A Few Good Men, 1992); Норт (North, 1994); Американский президент (American President, 1995); Призраки Миссисипи (Ghosts of Mississippi, 1996); Я ваш ребенок (I Am Your Child, 1997, ТВ); История о нас (The Story of Us, 1999); Алекс и Эмма (Alex & Emma, 2003).
Михаил Водопьянов
Joseph Ferry, Joe Ferry. Rob Reiner (Behind the Camera). Chelsea House Publications, 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»