ПРОШКИН, АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
ПРОШКИН, АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1940), русский кинорежиссер. Родился 25 марта 1940 в Ленинграде. В 1961 окончил актерский факультет ЛГИТМИКа, играл на сцене Ленинградского театра комедии. В 1968 окончил отделение режиссеров телевидения Высших режиссерских курсов при Гостелерадио СССР. В 1968–1978 – режиссер Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, где Прошкиным было поставлено около 30 телеспектаклей, в том числе такие известные, как Война с саламандрами, Пиквикский клуб, Женихи. Одновременно работал и как постановщик телевизионных фильмов – драма на современную тему Опасный возраст и историко-биографический сериал Михайло Ломоносов вызвали единодушные положительные отклики зрителей и критики. Особенно высоко оценивалась последняя картина: жизненный путь Ломоносова – от поморского мальчика до светила русской науки, был обрисован с должной степенью психологического и исторического реализма, важное место в картине заняли разнообразные эпизоды российской жизни 18 столетия и подлинные исторические персонажи.
С 1987 Прошкин – режиссер киностудии «Мосфильм». Уже в своей дебютной ленте Холодное лето пятьдесят третьего… (1989) он сумел совместить приключенческую интригу и зрелищность с правдивостью характеров и социальной значимостью. Фильм, в центре сюжета которого оказалось драматичное противоборство амнистированных политзаключенных (А.Папанов, В.Приемыхов) и банды уголовников, был удостоен Государственной премии СССР и приза «Ника». В 1990 сюжетом нового популярного телесериала, поставленного Прошкиным, стала биография репрессированного советского академика Николая Вавилова. В фильме Увидеть Париж и умереть режиссер в трагикомическом ключе обрисовал противостояние личности (мать виртуоза-пианиста, одержимая желанием отправить своего сына за границу) и прогнившей советской государственной машины. В 2000 Прошкиным была завершена работа над фильмом Русский бунт – новой экранизацией пушкинской Капитанской дочки. Несмотря на спорность режиссерской и актерской трактовки центральных персонажей (Пугачев в исполнении В.Машкова, Маша Миронова – польская актриса К.Грушка), фильм импонирует уважительным вниманием к историческому контексту пушкинского сюжета.
Макаров А. Не склонившие головы. – Искусство кино, 1988, № 5
Прошкин А. Холодное лето кинематографа. – Культура, 1994, 2 апреля.
Матизен В. Русский бунт: история и смысл. – Искусство кино, 2000, № 5
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»